князь А.И. Сумбатов-Южин

«ДЖЕНТЛЬМЕНЪ»

ВЫЕЗД БЕЛЫХ СЛОНОВ

По случаю свадьбы своего товарища по несчастью иметь большие капиталы пирует московское купечество. Дресс-код – исторические костюмы допетровской Руси.

Свадебный кортеж – белые слоны в натуральную величину. Жених – миллионщик Ларион Рыдлов (Артур Смольянинов), невеста Кэт (Марина Александрова) – бедная красавица, воспитанная теткой по причине алкогольной зависимости ее честного отца-вдовца (Николай Попков). Куда потратить деньги, мы все примерно знаем. Куда потратить очень большие деньги, большой вопрос.

Рыдлов закатывает банкеты, меняет наряды, графоманит по-крупному (издал роман «Бездна» под псевдонимом маркиз Вольдир – о двойственности человеческой натуры, замышляет следующий), всерьез подумывает об издании радикальной газеты «Эхо», концепция которой уложилась бы в грибоедовскую строчку «шумим, братец, шумим». «В иностранном отделе я предполагаю решить восточный вопрос.

– Как, весь?!
– Весь. Но в теории.
– Мы будем семиты или антисемиты?
– Лучше антисемиты. Хлестче…»

Встрепанные голодные журналисты с глазами, горящими от возбуждения (как бы продаться подороже!), вьются вокруг Рыдлова с его заседаниями-фуршетами (где слон уже не белый, а фруктовый), как бабочки вокруг огня. Обломилось – не разрешили издавать газету – тут же порхнут к другому.

Очень точен в роли такого писаки Шамиль Хаматов.

У пьесы Сумбатова-Южина история бурная и короткая: вскоре после премьеры ее закрыли – как сейчас бы сказали, за нанесение урона деловой репутации бизнес-сообществу, – затем разрешили и дали Грибоедовскую премию. А потом благополучно забыли, потому что никаких загадок, никаких парадоксов, подтекстов «ДжентльменЪ» в себе не таит. Тащится громоздкой колымагой по столбовой дороге сюжета про пустоголового миллионщика, его жену (так и тянет сказать рублевскую), которая захотела любви и даже на развод дело повернула, и ее ненадежного воздыхателя – литератора Остужева, любителя поиграть с огнем чувств и «женатого на свободе». В самом выгодном положении оказываются те, кому выпадает играть небольшие роли-шаржи: ревнивый немец (Александр Берда), ненасытная женщина-вамп (Ольга Дроздова), голосисто-мудрая «рублевская мать» миллионщика (Елена Козелькова).

С главной героиней дело обстоит гораздо сложнее. Тягуче тянет она одну и ту же тему истомившейся райской птицы в золотой клетке.

Правда, режиссер Евгений Каменькович и художник по костюмам Павел Каплевич устроили ей впечатляющий последний выход. Разочаровавшись в любовном пустозвонстве Остужева (Иван Стебунов буквально вытанцовывает свою роль), Кэт возвращается в дом мужа победительной бизнес-леди – не говоря ни слова, но в таком умопомрачительном белом костюме, что красноречивее о гибели переродившейся души и не скажешь.

Но вопреки морали автора самым обаятельным оказался здесь миллионщик Рыдлов в исполнении Артура Смольянинова. Его прямо-таки распирает от молодой дури, мальчишеского хвастовства красивой женой да деньгами и опьянения жизнью. И так жалостливо тоскует этот мещанин во дворянстве, что поступил не комильфо, что и впрямь начинаешь его, не обезображенного интеллектом, жалеть. Он хоть живой среди всех этих ходячих шаржей, моралистов и носителей пороков. Вот и гадай потом, как слово наше отзовется.

Ольга ФУКС
«Вечерняя Москва», 25 февраля 2010 года

© 2002 Театр "Современник".