А.Н.Островский

ГРОЗА

Любите ли вы театр, как любит его сами знаете кто

«Отчего люди не летают так, как птицы?» Этим вопросом артисты озадачили политбомонд, побывавший на премьере «Грозы» в театре «Современник» вместе с Путиным.

Культурное чутье

То, что Путин с супругой пришли на премьеру «Грозы», неудивительно: ее же поставила та самая молодая хулиганистая постановщица Нина Чусова, о которой столько говорят. Ну следят люди за театральным процессом. Правда, и за ними следят.

Стоит появиться Путину на культмероприятии, как оно странным образом оказывается культовым для толпы политпаломников. Вот и тут: интерес к Островскому проснулся в Аркадии Вольском и Павле Бородине, назавтра на спектакль примчались опоздавшие экс-премьеры Евгений Примаков и Михаил Касьянов. И пока, надо заметить, Касьянов не расцеловал Аллу Пугачеву и не кивнул Максиму Галкину, второй акт не начался.

Отметать их право на беспокойное культурное чутье ни к чему. Да и явка была необязательна. Но…в некоей сатире Свифта «ученые» предлагали для ясности вместо слов и фраз указывать рукой на предмет, о котором речь. А нашему политбомонду и рукой не надо (ну мизинцем разве что). Хватит нюха на закон высшего искусства. Ну и любви к Островскому, кстати, почему нет?

Конфликт под пыткой и над бездной

…Катерина – Хаматова, поскользнувшись в какой-то луже, чертыхается: отчего люди не летают так, как птицы? Но собственно сам классический монолог позже произнесет не она, а противная свекровь Кабаниха – Яковлева. В этом спектакле они, в сущности, птицы одного полета. Только Кабаниха подрезала себе крылья, подчинившись «моральным устоям» и общественным правилам. А Катерина аж шипит по-змеиному оттого, что не хочет, как все, не хочет правил. Современная девочка. Да тут в городке Калинове все продвинутые.

Отдается Борису (Юрию Колокольникову) в голубятне, стоящей на сцене: голуби воркуют, окна в трехэтажном каменном мешке распахиваются, сквозняк пробирает…Красиво, аж жуть. И в финале – Кабаниха застыла как статуя, а Катерина на веревочной лестнице зависает между небом и землей. Совсем, кстати, по Добролюбову, оценившему «протест, провозглашенный под данной пыткой и над бездной…» (Сюр такой: под пыткой и над бездной)

Только отчего так стенала Яковлева, отчего фыркала и страдала Хаматова, если «устои» и табу нынче – как голуби – разлетелись, будто и не нужны были вовсе?

Политбомонду есть над чем теперь ломать голову.

Игорь ВИРАБОВ
«Комсомольская правда», 21 апреля 2004

 

© 2002 Театр "Современник".