Елена Ерпылева

ПИЖРАНЕТ

Студенты ушли в отрыв

Молодые режиссеры воспользовались сценой и актерами «Современника» Поиск новых форм и актуальных воплощений злободневности на сцене – главный и самый больной вопрос для любого театра. Но московский театр «Современник» находится в несколько более затруднительном положении, чем другие. Ведь название обязывает. Галина Волчек нашла способ показать публике сразу несколько спектаклей – современнее некуда. В конце прошлого сезона театр пригласил четырех студентов Российской академии театрального искусства (ГИТИСа), чтобы те осуществили на его сцене и с его актерами постановки по собственному вкусу без малейшего вмешательства художественного руководства. Единственным условием было не занимать актеров со стороны, а выбор материала и постановочное решение целиком оставались на совести начинающих режиссеров. У лучшего из дебютантов будет шанс продолжить карьеру в одном из главных театров страны.

Первым представил свою работу, названную просто и веско – «Спектакль», выпускник курса Марка Захарова Михаил Покрасс. Вслед за ней зрители увидели постановку питомца мастерской Иосифа Райхельгауза Олега Плаксина – «Пижранет». Спектакль Кирилла Вытоптова (3-й курс РАТИ, мастерская Олега Кудряшова) – «Курт звереет» стал третьим по счету. Работу четвертого студента – ученицы Сергея Женовача Екатерины Половцевой – «Неожиданный случай» по Островскому публика увидела вчера вечером. Михаил Покрасс, не понадеявшись на драматургию, сам написал театральный текст. Олег Плаксин поставил пьесу российского автора Елены Ерпылевой с весьма ярким среднерусским колоритом. Однако неожиданнее всего оказался выбор самого юного из режиссеров – Кирилл Вытоптов взял к постановке сказку для взрослых современного норвежского автора Эрленда Лу.
«Курт звереет» – это очень простая, даже до наивности, история о том, как рабочий норвежский парень Курт внезапно разбогател и как у него из-за этого испортился характер. Мораль отдает скандинавским социализмом: деньги – зло! Разумеется, относиться серьезно к подобному материалу нельзя. Зато с ним можно обойтись крайне легкомысленно. Что и сделал Кирилл Вытоптов, правильно рассудив, что для режиссера-студента самый лучший способ проявить свои дарования – это талантливо и со вкусом похулиганить.
Предваряя показ каждой из работ, Галина Волчек всякий раз в своем вступительном слове обращала внимание, что зрителям будут представлены не полноценные спектакли, а режиссерские эскизы. Кирилл Вытоптов – пожалуй, единственный из троицы, кто явно не стремился претендовать на большее, чем «эскиз». И, тем не менее, именно его опыт пока показался самым удачным.
Курт (Шамиль Хаматов) в рыжем комбинезоне и с приклеенными тут же на глазах у зрителей усами, его жена Анна-Лиза (Полина Рашкина) и сын Бад (Дарья Белоусова), а также его начальник Гуннар (Алексей Климов) – яркая во всех отношениях компания, заполнившая каждое мгновение спектакля шутками, гэгами и самыми неожиданными перевоплощениями. Каждому из актеров пришлось сыграть не только целую череду второстепенных персонажей, но и часть реквизита. Так, автопогрузчиком, который водит Курт, время от времени становился Алексей Климов, а Дарья Белоусова нашла себя в роли… рюкзака.
Пьеса Эрленда Лу вдохновила режиссера на целый калейдоскоп блестящих ассоциаций. Норвежскую тему поддержала музыка Эдварда Грига и сама история Пера Гюнта, отрывки из которой время от времени начинал читать загробным голосом невидимый сказитель.
Фантазия и чувство юмора Кирилла Вытоптова внушают серьезные надежды на его будущее в театре. Режиссеру удалось едва ли не каждую реплику крайне лаконичного текста Эрленда Лу сделать поводом для шутки или даже небольшого этюда. Хотя это и не тот спектакль, где можно произнести что-то, вроде «Быть или не быть…», для актеров такая постановка должна быть подлинным удовольствием. Ведь она целиком строится на игре, интонациях, мимике, пластике. Актерский квартет под руководством Кирилла Вытоптова работает на ура. Подтверждение тому – ежеминутные взрывы смеха, доносившиеся из зала на протяжении всего спектакля.
Зрители довольны, и, вероятно, эту почти ученическую работу можно было бы выдать за вполне удачную комедию. Однако не это главное. И не для этого «Современник», нарушив неписаные законы театральной школы, раньше срока извлек молодого режиссера из-под крыла педагогов. Эта работа – демонстрация возможностей, а сам проект, осуществленный театром, – попытка заглянуть в будущее. И пока оно внушает радужные надежды.

Алена ДАНИЛОВА

«Новые известия», 29 января 2009 года

© 2002 Театр "Современник".