Леонид Филатов ЕЩЁ РАЗ О ГОЛОМ КОРОЛЕ Новой версией "Голого короля" театр "Современник" отпраздновал свое 45-летие.Переиначив на современный лад свой знаменитейший спектакль "Голый король", где блистали Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Галина Волчек и Нина Дорошина, театр "Современник" отметил свое 45-летие юбилей. Нового "Голого короля" ставили "дети" - Михаил Ефремов, Никита Высоцкий (режиссеры) и Евгений Митта (художник). История про то, как оторва-принцесса полюбила свинопаса, а он воспользовался этим для свержения монархии, и принцессу спешно сосватали датскому королю, которого тот же измазанный навозом антимонархист свинопас выставил голым, вышла до жути бойкой. Постановщик Михаил Ефремов сделал яркое костюмированное шоу, в котором розовые свинки аппетитно виляют задами, пышный бюст принцессиной гувернантки легким движением руки превращается в яркий розовый куст, гееобразный министр нежных чувств томно помахивает модным аксессуаром - сумочкой-сердечком, а король стыдливо прикрывает причинное место. Место действия этого сказочного сюжета - Дания. А Датское королевство, как известно, тюрьма. Поэтому художник Евгений Митта затянул сценическое пространство толстой черной сетью, а драматург Леонид Филатов наполнил его агрессивным пафосом протеста против всего сразу - горошины под матрасом, крепкого парфюма, журналистской бойкости, королевской обнаженности, придворной тупости и монаршего своеволия. Пьеса Леонида Филатова "Еще раз о голом короле " переполнена материально-телесным низом и бьет не в бровь, а в глаз. Правда, непонятно кому. На "Голом короле-2001" сценой "Современника" владеет энергия стихийного митинга, бессмысленного и бестолкового. "Когда в стране так много голожопых, вождю ходить одетым западло", "Земля кишит лохами, и каждый лох в министры норовит", "Вот этот зад, вот этого урода..." - эффектно костюмированные сказочные персонажи абсолютно не стесняются в выражениях. "Заткни хлебало и постой в сторонке", - это из лексикона принцессы (Ульяна Лаптева). "Привет, олигофрены и кретины", - эквивалент "доброго утра" в исполнении короля Дании Георга (Дмитрий Жамойда). Уличный сленг пропитывает сказочный сюжет, собранный из андерсеновских "Голого короля", "Принцессы на горошине" и "Принцессы и свинопаса", до такой степени, что на театр "Современник", где во все времена ценили психологический реализм и правдоподобие чувств, это действо мало походит. Революционный задор нового "Голого короля" заимствован скорее уж у Таганки восьмидесятых. Так что в этом смысле постановка вышла совсем не юбилейной. Резюме же, прогремевшее в финале пьесы: "Грядет эпоха голых королей!!!" и вовсе обескураживает. Что означает этот свежий апрельский тезис и к чему столь громко призывает новый "Современник" в лице Михаила Ефремова и Никиты Высоцкого - ответы на эти вопросы сокрыты в тумане смачных филатовских реплик и в сэмплах группы "Нож для фрау Мюллер". Самое достоверное: "Современник-2001" настаивает на тотальном классовом расслоении в сочетании с нудизмом. Свежую современниковскую мораль излагает милашка-принцесса: "Мир честней, когда кухарки любят трубочистов, а королевы - королей". И вообще, заявляет она не в меру размитинговавшимся датчанам, голый король - это модно, так нынче ходит вся Европа. Народ безмолвствует, король - тоже. Намек, увы, непонятен. Поломать голову над загадкой XXI века желающие приглашаются в 19.00. Евгений Поливанов |
© 2002 Театр "Современник". |