Елена Ерпылева ПИЖРАНЕТ Тоска по Косте Треплеву «Современник» открыл молодым «Другую сцену» СОБЫТИЕ: Четыре дебюта на «Другой сцене» «Современника». Этот проект — «аттракцион неслыханной щедрости» Галины Волчек. Художественный руководитель театра пригласила молодых режиссеров почти без опыта (двое еще студенты) и дала возможность осуществить любой замысел без диктата и контроля. С двумя условиями: исполнителями должны быть артисты труппы, оформление — разумно сдержанным. ИМЕНА: Кирилл Вытоптов, Олег Плаксин, Екатерина Половцева, Михаил Покрасс. УЧИТЕЛЯ: Сергей Женовач, Марк Захаров, Олег Кудряшов, Иосиф Райхельгауз. ТЕКСТЫ. Говорят, Андрей Гончаров каждое занятие с режиссерами-учениками начинал вопросом: «Ну что — нашли текст?» Умение его выбрать входит в профессию. Успех и неуспех дебютантов «Другой сцены» больше чем наполовину решил выбор драматургической основы. Режиссерские способности Покрасса (спектакль «Спектакль») заслонил выбор собственной, автобиографической пьесы об артисте, который уходит в бизнес и наполняется метафизической тоской. Но банальность пьесы рождала странное ощущение, что «львы, орлы и куропатки» давно попали в лапы таксидермиста и мы находимся среди набитых чучел бывших мыслей, чувств, откровений.
РЕЖИССУРА. Спектакли Вытоптова, Покрасса, Плаксина, людей разного возраста и биографий, оказались странным образом объединены отсутствием дерзости, энергии нонконформизма. По стилистике, намерениям и художественным результатам молодые оказались не так юны и отличны от старших, как хотелось бы. Лишь один участник проекта — четверокурсница Сергея Женовача Екатерина Половцева блеснула всерьез. Она поставила историю о нерешительном герое, который решает жениться, с такой точной и изящной психологической оптикой, с такой уверенностью, что ее «драматический этюд» выглядел отточенной работой. Женовач сам в высшей степени умеет создавать живой воздух отношений, переливающихся, гибнущих и расцветающих на глазах. Впрочем, это и не умение вовсе, а искусство, и им уже владеет Екатерина Половцева. Мы не знаем, был ли талантливым драматургом Константин Треплев, Чехов оставляет простор интерпретации образа: от молодого новатора — до бездарного дилетанта. Но то, что он жаждал ниспровержения штампов, очевидно. «Мы гибнем от собственной готовности», — говорил Пастернак. Три спектакля дебютантов пострадали, на мой взгляд, от опережающей диктат обстоятельств готовности быть «похожими», следовать уже существующим «общим местам»: от «Любимовки» и NETа до текущего репертуара «Современника». ИТОГИ. Суть современниковской инициативы жгуче актуальна и важностью превосходит задачи одного театрального учреждения. Отсутствие режиссерской смены, поколения со своим языком, идеями, поисками формы сегодня проблема номер один всей российской сцены. На которой очевидны два зияющих провала — отсутствие современной темы и яркой молодой режиссуры.
Марина ТОКАРЕВА «Новая газета», 9 февраля 2009 года |
© 2002 Театр "Современник". |