Дональд Маргулис

СКРЫТАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Чулпан Хаматову коротко постригли и поставили на костыли

В дни фестиваля «Черешневый лес» в театре «Современник» прошла премьера спектакля «Скрытая перспектива»


Так называется книга испанского фотографа Роберта Капы, чьи снимки, сделанные во время войны в Испании в 30-х годах прошлого века, стали учебным пособием для военных корреспондентов со всего мира. Последователи Капы, современные стрингеры, - герои нового спектакля театра «Современник».

Сара Гудвин (ее роль исполняет Чулпан Хаматова) - как раз и есть такой стрингер, ей можно доверить любое задание. Горячие точки, войны, теракты, стихийные бедствия - это ее стихия. Но однажды машина, в которой ехала Сара, налетела на дорожную мину. Из командировки на Ближний Восток журналистка вернулась, словно киберг-терминатор. Слава богу, что выжила - ее проводник (на языке стрингеров - фиксер) погиб. А Сара, переломанная, покалеченная, чудом вышла из комы.

Конечно, подниматься на костылях на второй этаж пентхауза, что в престижном районе Нью-Йорка, тяжко да и по ночам снятся кошмары. А еще ее иногда «накрывает», это когда мысленно она прокручивает пережитые события. На этой «кинопленке» вдруг появляется мать, склонившаяся над умирающим ребенком. «Сара, ты бы могла отвезти этого мальчика в больницу. Он был еще жив... Как можно просто стоять и снимать, как умирает ребенок?» - спрашивает ее Мэнди (актриса Дарья Белоусова), молодая подружка фоторедактора Сары (его, циника и конформиста, великолепно играет Александр Филиппенко). «Но если бы я стала заниматься этим ребенком, у меня бы не было фотографий, - у Сары своя правда. Ее фотографии - это вещественные доказательства того, что происходит... Но что толку от этой правды, какое дело обывателю до того, что люди мрут как мухи, если от них ничего не зависит?

Тут-то и происходит момент истины и нравственный выбор героев. С одной стороны, порхает бабочкой Мэнди, наивная, хорошенькая простушка, которая занимается бытом и умеет радоваться жизни. С другой, - Сара, для которой семейное счастье и домашний уют не призвание. Она снова едет на войну, на этот раз в Афганистан. Быть среди тех, к кому пришла беда, - это единственный путь, по которому позволяет идти ее совесть. Или... Возможно, живет она так, потому что не может без адреналина и фотофиксации чужих страданий?

Ее муж (Сергей Юшкевич), тоже стрингер, все-таки выбрал мирную жизнь и тихую семейную гавань с новой женой-камбоджийкой. Возвращаться в горячие точки ему не хочется. Вернется ли Сара с афганской войны? Титры в конце спектакля на этот вопрос не дают ответа, лишь сухо информируют зрителей: в прошлом году в горячих точках погибли 106 журналиста.

Публицистичность новой постановки в «Современнике» на первой взгляд оглушает своей актуальностью. Очень профессиональная работа режиссера Евгения Арье (лауреата спецпремии «Золотая маска» за спектакль «Враги. История любви») в сочетании с прекрасной музыкой Ави Беньямина открывает перед спектаклем не скрытые, а реальные перспективы на театральные премии и признание. Но, с другой стороны, ежедневно в теленовостях и не такую жесткую публицистику можно увидеть. Возможно поэтому у меня не подступил комок к горлу, и дыхание не перехватило, даже когда смотрела, как мучается на костылях героиня Чулпан Хаматовой.

Анастасия ПЛЕШАКОВА
Комсомольская правда, 25 мая 2012 года

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«Я хочу, чтобы кто-то, услышав правду, поперхнулся своим бутербродом!»


- Когда я прочитала пьесу, стала искать человека, который помог бы мне понять, что такое женщина-журналист на войне, - призналась нам Чулпан Хаматова после спектакля. - Друзья сказали, надо обязательно познакомиться с Мэри Колвин - американской журналисткой, корреспонденткой Sunday Times, живущей в Лондоне. Я ее нашла, мы хорошо поговорили, несмотря на мой плохой английский. Мэри невероятно открытый человек. Я задавала ей массу вопросов. А потом... вдруг не смогла ей дозвониться. Друзья сообщили: «Пять дней назад она погибла». Из-за репортажа о трагедиях, которые происходят с мирным населением в Сирии: она пыталась достучаться до тех, от кого это зависит. Мэри выследили и взорвали ее дом. Я опоздала буквально на семь дней. Я посвящаю этот спектакль Мэри Колвин, погибшей в Сирии в феврале 2012 года, и Анне Политковской - обозревателю «Новой газеты», которую убили в 2006 году.

Я, конечно, не журналист, я актриса. Но моя личная позиция - надо помогать каждому, кто попал в беду. Задача журналиста - донести правду. Люди должны знать, что творится в мире. Возможно, кто-то, довольный собой, утром за кофе, услышав правдивые новости, поперхнется своим бутербродом.

Анна БАЛУЕВА
«Комсомольская правда», 25 мая 2012 года

© 2002 Театр "Современник".