Ф.М.Достоевский БЕСЫ Мракобесие В «Бесах» герои борются со своими страстями, как с весенне-осенней распутицей. Действие идет на разбитой дороге, вследствие чего потерявшие путь люди носят замызганные брючки. Достоевский пришел бы в крайнее изумление и ужас, узнав, что его роман в театре ставит поляк. Варшавское семя, «полячишек» с их католической паранойей Федор Михайлович ненавидел пуще неволи. Парадокс глобализации заключается в том, что именно чужестранец Вайда приходит в Россию, чтобы сказать нечто очень важное о нас самих, возбудив знание и мысли Достоевского и заставив зрителей пережить жуткую коллизию «Бесов» - романа о русском мракобесии, национальном разврате и драгоценном самомучительстве. Традиционный, подробный психологический театр. Сочное, «достоевское» говорение – этакие словечки и вывернутые, калечные выражения. Энергичное, дробное, клиповое повествование, которого не ждешь от немолодого Вайды. Честный разбор ситуаций без утайки самых садистских сцен – и абсолютно моралистический, неестественный финал со слишком нарочитым религиозным выздоровлением Верховенского-старшего и аллегорией возмездия в виде самоповешенного Ставрогина. Игорь Кваша превращает своего Верховенского-отца в балаболку, лгунишку и паяца, путая папашу русской демократии с бароном Мюнхгаузеном. Могучий Ставрогин в исполнении Владислава Ветрова – дьявол во плоти, главный автор «бесовщины», преступный барон с лицом, обезображенном мученической гримасой и, кажется, похотью, которую он уже не может реализовать по состоянию здоровья. И две суперроли во втором эшелоне. Лебядкин Сергея Гармаша – вечно пьяный, постаревший Буратино, вымазавшийся в грязи по грудь, а в грехе – по шейку. И сестрица его Лебядкина, за которую Елену Яковлеву хочется назвать лучшей актрисой сезона. Молода инвалидка, умеющая беспечно не замечать своей ущербности и жить крошечными сиюминутными радостями. Пьеро в юбке, клоунесса поневоле. Все лицо в месиве муки и алой краски помады и румян, слово мазала физиономию параличной рукой – назло болезни выглядеть цветасто, по-кустодиевски.
Павел РУДНЕВ |
© 2002 Театр "Современник". |