Петр Хотяновский, Инга Гаручава

ПОЛЕТ ЧЕРНОЙ ЛАСТОЧКИ,
или ЭПИЗОДЫ ИСТОРИИ
ПОД УГЛОМ 40 ГРАДУСОВ

Тайное венчание Сталина

Игорь Кваша сам был инициатором постановки пьесы об отце народов, хотел сыграть в ней тирана, чтобы его развенчать, однако в спектакле театра «Современник» «Полет черной ласточки…» Иосифу Виссарионовичу, наоборот, удалось обвенчаться

Петр Хотяновский и Инга Гаручава – драматурги грузинские, много работавшие в национальном кино. Неудивительно, что некоторые мотивы их пьесы «Шинель Сталина» отчетливо перекликаются со знаменитым «Покаянием» Абуладзе. Заговорщики, затеявшие погубить вождя методом оборачивания его в шинель с радиоактивными пуговицами. Портной, разбирающий белогвардейские шинели на нитки, с тем, чтобы потом соткать заново из них сукно для этой самой роковой шинели. Хронодыра во Вселенную, которая открывается между зимой и весной и позволяет переписать жизнь заново… Словом, фантасмагория, дикий наворот самых несусветных событий, не то сон, не то бред старика, умирающего 1 марта 1953 года в окружении врагов-соратников.
Скорее всего, и драматурги, и режиссер Владимир Агеев, и исполнитель главной роли Игорь Кваша хотели представить в образе Сталина некоего монстра, что мнил себя бессмертным и всевластным, но в свой смертный час не избежал расплаты. Атмосферу на «Другой» сцене театра «Современник» создали подходящую: призрачное пространство, где скульптурная аллея вдруг оказывается легкой ширмой, монументальные колонны – драпировкой, а массивные диваны сами собой непринужденно катаются туда-сюда (сценография Марины Филатовой). То и дело вспыхивают молнии, грохочет гром. Возникают странно одетые люди, которые поют задушевные песни или корчатся в дерганом танце. Адская обстановка, вполне подходящая супостату.
Однако вся эта чертовщина оказывается довольно навязчивой декорацией для вполне житейской истории. Семидесятичетырехлетний старик влюбляется в молоденькую медсестру и старается добиться взаимности. Заговоры, жертвы деспотизма, сатанинская сущность тирана – все отходит на второй план. Кваша, очень похоже загримированный под Сталина, так увлеченно говорит возлюбленной о звездах, так доверчиво делится с ней воспоминаниями детства, так элегантно танцует, так страстно лобзает, что имя его персонажа перестает быть важным, а любые исторические аналогии кажутся случайными. Просто удалец мужчина, готовый для любимой луну с неба достать, в одно мгновение перенести ее в Венецию или, как минимум, - отыскать ночью настоящего попа для тайного венчания, а репрессированному портному, за один час соорудившему роскошный свадебный наряд, объявить полную амнистию. А что после подвигов любви он с пафосом говорит о людях-муравьях, которых он миллионами давит – «хрустнуло что-то – не заметил», - так это у него сгоряча с языка сорвалось…

 

Елена ГРУЕВА
«Ваш досуг» №17, 29 апреля – 8 мая 2005 года

 

 

 

© 2002 Театр "Современник".