Биляна Срблянович

АМЕРИКА, ЧАСТЬ ВТОРАЯ ...

На сцене играют актеры и… телевизоры

1 апреля Нина Чусова на полном серьезе представила в "Современнике" спектакль "Америка. Часть II". Это второе обращение режиссера к пьесам Биляны Срблянович. Ее "Мамапапасынсобака" уже 3 года с успехом идет на сцене, которая празднует в этом году свое 50-летие.

Новая постановка в исполнении Чусовой интересна уже тем, что режиссер использовала нетрадиционные для репертуарных театров технические ноу-хау. В центре сцены - огромная плазменная панель из 27 экранов. На мониторах - кадры документальной хроники, компьютерная графика, спецэффекты…
Вот главного героя - уволенного сотрудника престижной фирмы Карла (Владислав Ветров) бьет ногами официант (Алексей Климов). Совсем недавно лакей был приветлив, улыбался "приклееной" улыбкой, теперь она похожа на оскал. Тут же на экране появляются резиновые дубинки, полиция, мигалки… Плазменная панель усиливает эмоциональный накал, местами даже переигрывая актеров. Так, впрочем, и задумано: в бездушном мире власти денег все персонажи, только что сошедшие с экрана, - герои комиксов, рекламных роликов. Живой человек один лишь Карл, выброшенный из глянцевого мира…
Действие спектакля происходит в Штатах сразу после падения башен-близнецов. Но Америка в понимании Чусовой не страна. Это особое жизненное и душевное пространство - там нет людей, есть только их клиповые личины. Но идея о том, что баксы правят бал, по мнению Чусовой, не нова:

    - Все перипетии были обозначены еще древними греками, просто в какой-то момент заболевания обостряются, - говорит режиссер. - В театре не принято говорить о человеке - больше о любви, о смерти. "Америка. Часть вторая" - как бы продолжение Франца Кафки. Мне кажется, что сегодня как раз тот момент, когда стоит сказать, что мы служим власти Мамоны. Не хочу, чтобы мой ребенок считал, что если не добьется успеха и положения, то станет самым несчастным…

    - Большой ребенок?

    - Алине полгода. Я начала репетировать "Америку" через месяц после ее рождения. Очень осознанное стало существование, хочется говорить на серьезные темы…

Марина СУРАНОВА

"Собеседник" №14, 2006 год

© 2002 Театр "Современник".