Бернард Шоу

ПИГМАЛИОН

«Пигмалион»: новая старая сказка

«Современник» нашел замену Елене Яковлевой.


После того, как один из лучших театров Москвы покинула «Каменская», Галине Волчек пришлось решать, оставлять в репертуаре спектакли с участием бывшей ведущей актрисы или нет. В случае с «Пигмалионом» худрук думала недолго, — спектакль собирает аншлаги много лет. На роль бедной цветочницы, превратившейся, благодаря усилиям фонетика-виртуоза Хиггинса в герцогиню, Волчек назначила Алену Бабенко. Полковника Пиккеринга сыграл Илья Лыков.

Смотреть «Пигмалиона» в «Современнике» всегда было особым удовольствием. Несмотря на спорную сценографию в лиловых тонах и некоторую нарочитость игры, постановку отличала элегантность, с которой два известных актера соревновались за зрительскую любовь. История, рассказанная Бернардом Шоу, приобрела в «Современнике» особый колорит, более современный, если не сказать народный. Искрометный юмор диалогов растаскан на цитаты. Растиражированы перлы вроде «настоящая ледя», «чевсная деушка», «зрасьте». Но самое главное — постановка с участием Валентина Гафта (а потом сменившего его Сергея Маковецкого) и Елены Яковлевой дарила зрителям великую иллюзию большого чувства между английскими золушкой и джентльменом-циником.

В новом старом «Пигмалионе», к радости поклонников театрального хита, иллюзия сохранилась. Более того, она стала убедительнее. Дело в том, что Алена Бабенко, несмотря на несомненный талант, пока находится в тени Сергея Маковецкого. Он в этом спектакле царь и бог, а в случае с Яковлевой был равноправным партнером. Элиза-Бабенко более женственна, и потому более искренна в своей наивности, Маковецкому-Хиггинсу стало не нужно открыто враждовать с героиней. История прекрасного превращения отныне абсолютно вторична, главное — это чувства героев.

Такая метаморфоза, естественно, отразилась на зрительском восприятии — изголодавшиеся по сказкам российские театралы с большим удовольствием дают обвести себя вокруг пальца. Они восторженно наблюдают за тем, как Хиггинс пытается скрыть привязанность к ученице, а по уши влюбленная ученица — девичью обиду за невнимание.

Кстати, играть герцогиню Бабенко удается куда лучше, чем играть цветочницу. Актриса в костюме дамы высшего света выглядит роскошно. Благодаря ей, сказка стала еще изысканнее и краше. От некоторой фарсовости «старого образца» не осталось и следа.

Впрочем, из-за этого первый акт несколько проигрывает второму. В образе замарашки Бабенко чувствует себя неуверенно, ее милые кривляния и коверкания слов пока слишком робкие. Что касается Маковецкого, то мэтра не в чем упрекнуть. Он держит спектакль, как шкатулку с драгоценностями — любуется ею, но из рук не выпускает.

Шанс увидеть, как актер счастлив, играя предложенную ему роль — ни с чем не сравнимое удовольствие. Его манера «давать аристократа с душой мальчишки» неподражаема.

Хочется отметить и новоиспеченного Пиккеринга Илью Лыкова. Несмотря на молодость, актер вполне справился с ролью. Его полковник получился нежным и увлекающимся. Эдакий очаровательный добряк. И в то, что Элиза в финале говорит, что именно он научил ее быть герцогиней, верится сразу. Убедительна и семья Эйнсфорд-Хилл (Мария Ситко, Татьяна Корецкая, Максим Разуваев), и Альфред Дуллитл (Александр Берда), и, конечно, миссис Хиггинс (Галина Петрова).

Безусловно, спектакль удался, и новая Галатея оказалась достойна «старой». Если в преддверии Нового года Вам захочется интеллигентной сказки, лучшего подарка, чем билет на «Пигмалион» не найти.

Наталья ВИТВИЦКАЯ
«Ваш Досуг», 23 ноября 2011

© 2002 Театр "Современник".