Н.В.Гоголь ШИНЕЛЬ Краткие отзывы прессы о спектакле: «Фокин нашел лаконичную и емкую метафору: шинель – это мир, потеряв его, всякое существо гибнет. За 60 минут спектакля Марина Неелова сыграла все: и тихое счастье уютного существования, и осознание ветхости своего дома-шинели, и ужас от необходимости сооружать новый, и нищету, и любовь. Любовь самую настоящую: от первых неловких прикосновений к роскошному сукну новой шинели, до кокетливых капризов и нежного падания в ее широкие объятья». Евгений Поливанов «Валерий Фокин, методично и упорно исследуя в своих спектаклях подсознательное и потустороннее, поставил, возможно, один из лучших своих спектаклей. Мистика графична, метафоры мощны и понятны. Ничего лишнего, абсолютное знание своих возможностей, владение мастерством: есть к чему присмотреться молодым режиссерам, столь бурно и порой назойливо разбрасывающим свои находки и находочки. В этом спектакле - художественный аскетизм и чувство меры. И Гоголь, и Неелова, и режиссер - никто не пострадал: счастливый симбиоз. То, что проживает на сцене Башмачкин, - хуже, чем одиночество. Это скорее неосуществившаяся попытка жить, невозможность "очеловечиться". И, если судить произведение по его законам, здесь нет никакого противоречия между замыслом и воплощением, Фокин показывает нам того Гоголя, который ему близок». Артур Соломонов «В гоголевской прозе режиссера преимущественно интересуют черты, роднящие его с Андреем Белым: фантасмагорический, пустой, вьюжный Петербург, в котором тонет и теряется персонаж без пола и возраста. Не совсем человек, а некое непонятное существо. Его и играет Марина Неелова. На пустой сцене, перед лиловатым задником, монументом – гигантская шинель. Из огромного ворота появляется маленькая седенькая головка с трогательным хохолком седых волос сбоку. Одутловатые щечки, остренькие ушки, чуть вздернутый носик и круглые глаза. Постепенно из складок ткани высвобождается странненькая фигурка в стареньком мешковатом вицмундире. Долго молча осматривается, устраивается. Достав гусиное перо, закатывает глазки. И тоненьким голоском начинает выпевать: «Ми-и-и-и- лостивый государь!». Марина Неелова абсолютно неузнаваема в Башмачкине. Другие руки – сухонькие, суетливые. Другие глаза – небольшие, круглые, выцветшие. Тут уже не шедевр гримировального искусства. А настоящее актерское волшебство преображения. Скрежещущий голос с какими-то недоуменными интонациями Чебурашки, непонятного существа, оказавшегося неизвестно где в распоряжении невидимых сил. «За что вы меня обижаете?» – обращено не к конкретным людям (их на сцене и нет). Этот несчастный забитый чиновник с перышком в руках вопрошает самое мироздание». Ольга Егошина «Для Валерия Фокина "Шинель" – это вовсе не то, откуда вышла вся
гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку.
Его "Шинель" принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий
Акакиевич Башмачкин – это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик,
не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина,
а какое-то странное существо среднего рода. Марина Шимандина «Голова кружится от этого падающего стеной вихря, и кажется, что все в нем предвещает невиданный театральный полет. Появление Нееловой с всхлипами, чихами, сопением, пением очаровывает с первых мгновений. Свидетели какого-то невиданного аттракциона зрители замирают: перед ними оживает диковинный мультяшный зверек. Неелова и в самом деле похожа на грандиозное мультипликационное создание Юрия Норштейна, завораживающего мелкостью, звериной подробностью своего бытия. Создание, о котором трудно сказать что-нибудь, кроме того, что оно живет какой-то мерцающей, параллельной, невиданной жизнью. Сверху, с балконов, раздается небесное пение, тихое журчание голосов, с которыми сутулый человечек в сюртучке начинает входить в удивительные соотношения - журчит, возносится голосом кверху, обрушивает его в страшные глубины, все длит и длит диковинную глоссолалию, свое мучительно-прекрасное и нечеловеческое воркование. А уж когда на свет божий в магической серой полутьме пространства это существо извлекает из-за пазухи перышко, не забывая для удовольствия пощекотать себе щечку, кажется, что рай невиданного театрального перевоплощения обрушивается на вас со всей своей позабытой силой». Алена Карась «Неелова – непредсказуемая, при том, что знаешь ее давно. И с тех же пор – любишь. Глаза, каких больше нет ни у кого. Выражающие умиление, испуг перед метафизическим и трансцендентным явлением новой шинели, которая сначала проносится мимо, потом приближается, обнимает, а Башмачкин бочком выворачивается, и тогда шинель аккуратно берет героя под руку. То ли он приручает шинель, то ли она его. Большой актер – непредсказуем, техника и режиссерские «вмешательства» в его игру, к сожалению, предсказуемы. Стройными рядами проходят одетые в черное музыканты ансамбля «Сирин», вроде тех покойников, что пугали публику в достопамятном «Нумере…». Нынешние – не пугают. И вообще не волнуют. Распахнулись оконные проемы – непременно закроются с грохотом. Ждешь, когда бабахнет. Бабахнуло. В финале в распластанную на полу старую шинель Башмачкин ляжет, как в гроб. Кто бы сомневался. После этого на полупрозрачном заднике тенью начинает подниматься вода, от самого пола и до самого потолка, обозначая собой конкретные ужасы петербургских наводнений и тщету всего сущего». Григорий Заславский «Что касается Валерия Фокина, то его режиссуру на Другой сцене
можно назвать расчетливой, остроумной, эффектной, искусной и т.д., но нет
никаких оснований назвать ее новаторской и экспериментальной: «Шинель» скроена
по готовой модели. Александр Соколянский «Тема режиссера в этом спектакле - неодолимый соблазн обладания,
кошмар овеществленной мечты, предательство своего мира, провоцирующее ответное
разрушение. Тема актрисы - триумф попранной человечности. Чем дальше от
Неёловой роль, тем ей интересней. К Башмачкину ее привела потребность побега от
себя и поиска себя же. В подготовку входит трезвость и помрачение, страсть игры
и страх игры, кропотливая ремесленная возня и редкие зарницы интуиции. Марина
не работает - мучится ролью. "Только с горем чувствую солидарность", - сказал
некогда Бродский. Неёловой эта солидарность знакома, из неё вырастает родство с
героем "Шинели". Ее Акакий существует не в реальном времени, в измерении
притчи: сверхнасыщенно. И в иные вечера – потрясает. Марина Токарева |
© 2002 Театр "Современник". |