Н.В.Гоголь

ШИНЕЛЬ

Башмачкина

Марина Неелова примерила гоголевскую "Шинель"

Премьерой "Шинели" в постановке Валерия Фокина театр "Современник" открыл "Другую сцену", построенную по соседству с основной. Моноспектакль Марины Нееловой - копродукция "Современника" и руководимого Фокиным Центра им. Вс. Мейерхольда. Устройство "Другой сцены" напоминает именно эту площадку, назначение у них тоже сходное - это место театральных экспериментов. Хотя фокинскую "Шинель" вполне можно назвать и аттракционом.

"Другая сцена", спроектированная Евгением Aссом (здание) и Александром Боровским (интерьеры и зрительный зал), выглядит эффектно снаружи и функционально изнутри. Торцы здания выполнены в стиле хай-тек - по словам руководителя "Современника" Галины Волчек, она увидела подобную конструкцию где-то в Европе и сказала архитектору, что хотела бы такую же. Но первоначальный макет показался ей похожим на "Рамстор", и в итоге фасад, выходящий на Чистопрудный бульвар, решено было сделать в виде театрального занавеса с прорезанным входом. В фойе одну из стен занимают два больших экрана, на которых публика может видеть, например, свои припаркованные около входа автомобили. Сценическая площадка, как и в Центре им. Мейерхольда (где Александр Боровский работает главным художником), представляет собой зал-трансформер и позволяет менять конфигурацию игрового пространства и количество зрительских мест (максимум 350) в зависимости от постановочных задач. Здание по замыслу Галины Волчек построено "для смелых экспериментов и даже, возможно, громких провалов", но, постольку стоимость строительства составила $4, 5 млн., "Другая сцена" не может в ближайшем будущем окупиться за счет театральных новаций и, вероятно, будет время от времени сдаваться в аренду. Что касается названия, то Галина Волчек объяснила, что, когда начиналась история "Современника", его создатели чувствовали себя "другими" по отношению к предыдущему поколению, а теперь пришли новые "другие" и эта сцена - для них. Первым из "других" будет Кирилл Серебренников, уже работавший, впрочем, в "Современнике" ("Сладкоголосая птица юности" с Мариной Нееловой). Он поставит на новой площадке "Голую пионерку" по роману Михаила Кононова; пионерку сыграет Чулпан Хаматова. В планах более отдаленных - постановка Андрея Жолдака "Вся жизнь впереди" по роману Эмиля Ажара (Ромена Гари). В экранизации этой книги играла Симона Синьоре, а в "Современнике" на сцену планирует выйти сама Галина Волчек.

Но в первые дни работы "Другая сцена" целиком принадлежит Марине Нееловой в роли Акакия Акакиевича Башмачкина. Она играет на пустой площадке с полупрозрачным задником, на который красиво спроецирован снежный пух. Кроме Нееловой-Башмачкина на площадке есть двухметровая шинель, умеющая самостоятельно двигаться, принимать Акакия Акакиевича в свои недра и радушно раскрывать ему объятия. Ближе к финалу на заднике-экране происходит теневая вакханалия, изображающая, соответственно, тот драматический момент, когда бедного Башмачкина раздевают на улице, и он лишается своей новой шинели. Такие вещи Валерий Фокин умеет придумывать превосходно, но назвать "Шинель" аттракционом хочется по другой причине.

Главный фокус спектакля, разумеется, не в живой шинели, а в том, как хрестоматийного маленького человека русской литературы играет большая актриса. Конечно, при взгляде на Неелову в этом кургузом сюртучишке и немыслимом соломенном парике зритель просто обязан испытать шок. Но мало того - у Нееловой почти нет текста: своего Башмачкина она играет на одной только крабьей пластике, бессвязном бормотании и совершенно удивительной мимике. Больше всего этот Акакий Акакиевич похож, пожалуй, на того Башмачкина, который живет на экране так и не законченной мультипликационной "Шинели" Юрия Норштейна. Существо на "Другой сцене" "Современника" - жалкое и жуткое, как Горлум из "Властелина колец", и вместе с тем трогательное, как Ежик в тумане. В фотослужбе "Ведомостей", например, долго не могли поверить, что на присланных в редакцию снимках - Марина Неелова. Но это, честное слово, она.

Олег ЗИНЦОВ
"Ведомости", 6 октября 2004 года

© 2002 Театр "Современник".