Елена Ерпылева

ПИЖРАНЕТ

Толик из Конопатьева

На Другой сцене продолжается показ молодой режиссуры
Проект "Молодые режиссеры на Другой сцене "Современника" близок к завершению. После "Спектакля" Михаила Покраса, несколько лет назад окончившего мастерскую Марка Захарова в РАТИ, свои эскизы показали Олег Плаксин (выпускник РАТИ этого года, мастерская Иосифа Райхельгауза) и Кирилл Вытоптов (3-й курс РАТИ, мастерская Олега Кудряшова).
Олег Плаксин предложил для показа пьесу Елены Ерпылевой "Пижранет". Диковатая эта история из жизни райцентра Конопатьево построена как развернутая иллюстрация к цитате из Достоевского. "Все и каждый один перед другим виноват. Все виноваты", - ставит автор эпиграфом к своему сочинению эти слова из "Бесов" и порой так буквально их доказывает, так старательно ссылается на некоторые другие мировые шедевры вроде дантевского "Ада", что в реальность этой истории трудно поверить. Но без цитат и постмодернизма история эта - самая что ни на есть реальная. Тут каждый кого-то "чикает" - кто ножичком кухонным по шее, кто палкой по спине, кто попросту ногами. Кого - до смерти, кого - так, слегка. Одним словом, с жизнью здесь нелады, или, как говорит Лизавета (Ульяна Лаптева), "полный пижранет", то есть - "пиво жрать не на что". Причудливое соединение одичавшей сивушной речи и претенциозной "ученой" лексики, натурализма и утопического упования жителей Конопатьева на эмиграцию в сказочную страну Себастьяно - из всего этого Елена Ерпылева пытается создать свой вариант фантастического реализма, на котором замешана в том числе и проза Достоевского.
Но если бы не молодой режиссер Олег Плаксин, ее усилия потонули бы в литературном кокетстве. Он расслышал в пьесе все ее самые сильные стороны и превратил в полный юмора и абсурда, боли и ужаса, нежности и отчаяния спектакль. Расслышав ритмы этой "веселой истории о невеселой жизни" (так называется жанр пьесы), он превратил ее в изящную кадриль, главную музыкальную и актерскую тему которой создал актер Андрей Аверьянов.
О нем стоит сказать особо. Проработавший несколько сезонов в "Современнике" и сыграв там несколько ролей (в том числе Репетилова в недавнем "Горе от ума"), только здесь Андрей Аверьянов сыграл роль, о которой хочется долго и радостно вспоминать и рассказывать. Он играет Толика, главного героя этой истории. Случайно забивший насмерть своего интеллигентного коллегу-пожарника, он плоть от плоти темной конопатьевской жизни, в которой - как в кадрили - одно убийство сменяет другое, убитого из-за предрассудков пожарника списывают "за счет пожара" и представляют к награде, а пробуждающуюся совесть вновь заливают водкой. Вот и танцует Толик свою кадриль, но плечами поводит как-то по-особенному, иначе, чем остальные. Ведь ему предстоит обнаружить в полузверином, непросветленном конопатьевском теле зачаток духовного существа, или того, что зовется совестью.
Андрей Аверьянов играет комедию, почти водевиль, но поперек виртуозно сыгранного жанра прорастает нежданная тоска. Его герой становится созерцательным, почти как Гамлет, и для него внезапно распадается связь времен, и Конопатьево становится хуже Дании-тюрьмы. Аверьянов с какой-то баснословной легкостью превращает комедию в экзистенциальную драму. Акварельная эта работа сделана тонкими мазками, едва заметными переходами. На наших глазах медленно, парадоксально и нежно артист выращивает душу у безнадежного забулдыги, и созерцание этого роста - одно из самых сильных впечатлений нынешнего театрального сезона.
Но помимо Аверьянова в "Пижранете" существует отличный ансамбль актеров, едва заметных в репертуаре "Современника". Елена Козина (Таечка, жена Толика), Таисия Михолап (мама Нюрик), Мария Селянская (изысканная Лариса, жена убитого пожарника), Олег Феоктистов (Серега, его друг и сильно пьющий пожарник).

Товарищ Плаксина по проекту Кирилл Вытоптов предложил стильно выполненную, весело и талантливо сыгранную Полиной Рашкиной и Шамилем Хаматовым сказку для взрослых норвежца Эрленда Лу "Курт звереет" (он сам же сделал и сценическую версию прозы). Он снабдил эту милую историю кружевами, сплетенными из мотивов "Пер Гюнта", обнаружив при этом фантазию, образованность и чувство формы.
Впереди, 28 января, последний "эскиз" - спектакль Екатерины Половцевой (мастерская Сергея Женовача) "Неожиданный случай" по пьесе Островского, тем более интересный тем, что это единственный "классический" выбор во всем проекте.

Алена КАРАСЬ

«Российская газета», 27 января 2009 года

© 2002 Театр "Современник".