А.Н.Островский

ГРОЗА

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛЮДИ

В нынешнем сезоне практически все прогрессивные режиссеры нового поколения решили оставить в покое «новую драму» и взялись за пьесы классические, масштабные по объему и сумрачные по сути. И оказалось. Что именно такой драматургии не хватало им, чтобы наиболее внятно выразить свою творческую, да и в чем-то и жизненную позицию.

Кардинально пересмотрев образы героев и их систему взаимоотношений, господа режиссеры сочинили ряд очень глубоких и адекватных сегодняшнему театральному процессу спектаклей. А пьесы оказались на удивление податливы на всякие новшества. Тем более что таковые отлично сопрягаются с изначально написанным текстом.

Самые интересные примеры – «Мещане» Кирилла Серебренникова во МХАТе имени Чехова и «Гроза» Нины Чусовой в театре «Современник». Оба спектакля внятно продемонстрировали направление и стиль режиссерского мышления и выявили темы, интересующие данных художников. Равно как и доверие к ним наиболее серьезных московских театров. И «Гроза», и «Мещане» получились о разрушении всего привычного и устойчивого. Но тогда как Кирилл Серебренников в большей степени беспощаден к своим героям, и оставляет их в неразрешимых мучениях и противоречиях, Нина Чусова приводит их к трагическому, но очень поэтичному и прощающему финалу.

«Гроза» во многом близка раннему спектаклю Чусовой – «Гедде Габлер» в «Сатириконе». Близка точным сочетанием в атмосфере лирики и жестокости, хрупкости и безнадежности земного бытия, наконец, историей сильной, а оттого неудобной для других и обреченной на гибель личности. Красавица Гедда жаждала любви и понимания, но мужчины вокруг не выдерживали ее сокрушительной силы, ее женских чар – и оттого старались сделать больнее. А она взрывала спокойствие мира вокруг своими поступками, в том числе и самоубийством. В мрачной тягучей атмосфере «Грозы», где воздух так тяжел и насыщен дымом, что невозможно дышать без сердечного приступа, Катерина (Чулпан Хаматова) взрывает мир одним своим появлением. Она словно оголенный электропровод: коснешься ненароком – и участь твоя решена. Чувственная и накаленная, с вывернутой пластикой и блестящими словно от жара глазами, Катерина-Хаматова – воплощение всего запретного, чуждого и непонятного. «Как же скучно!» - бросит она в самом начале, окинув взглядом благостное домашнее собрание во главе с Марфой Кабановой. Ту же самую фразу она произнесет перед концом, когда отчаянно и зло станет исповедоваться перед мужем и свекровью (в эту сцену Чусова включила фрагмент еще одной пьесы Островского – «Снегурочки», тот, где говорится о погибельной силе любви). Поначалу жизнерадостная и боевая, Катерина постепенно затихает и затухает, осознав, насколько непохожа она со своим окружением, насколько невыносимо ей в глухих тюремных стенах, закрывающих небо.

Ничьей вины в этом нет, но взаимопонимание невозможно в принципе. И близкую гибель Катерины все отыграют по-своему: инфантильный муж Тихон (Максим Разуваев) промолчит и самоустранится; безвольный красавец Борис (Юрий Колокольников), ощутив собственную западню в привязанности к этой женщине, исступленно бросит ей в лицо: «Хоть бы ты умерла скорее!»; умница Варвара (Ульяна Лаптева) сообразит, что выбрала не тот предмет для подражания. Один на один с голым электричеством останется только Марфа Кабанова (Елена Яковлева). Это молодая, серьезная дама, «правильная» мать и хозяйка, точно знает, как нужно существовать в мире; если же воротить все по-своему, то и до беды недалеко. Поэтому Катерина для Кабановой сродни стихийному бедствию – пожару или наводнению. Милые домашние отношения двух женщин постепенно сменяются страшным, смертельным противостоянием. Кабанова превращается в обвинителя, и на вопрос Катерины в пространство: «Долго ли мне мучиться?» резко бросает: «Долго!» Хотя именно Кабанова будет первой, кто искренне оплачет «заблудшую душу», пытающуюся уйти в небо.

«Гроза» для Чусовой – понятие не столько мистическое, сколько чувственное. Все стихийные бедствия случаются от жажды чувств и неутоленных желаний. Если человек выпускает наружу те молнии, которые накопились у него в груди, то весь мир может сгореть в пожаре одного-единственного взгляда. Чусова сочинила «Грозу» о том, как близки любовь и смерть, как сливаются они воедино в отдельно взятой судьбе. Судьбе человека, который не испугался быть собой и жестоко расплатился за это.

 

Алиса НИКОЛЬСКАЯ
«Планета Красота», июль 2004

© 2002 Театр "Современник".