Н.В.Гоголь ШИНЕЛЬ Звездный дуэт В театре «Современник» появилась новая площадка – Другая сцена, на которой сыграли первый спектакль – «Шинель» в постановке Валерия Фокина. Главную и единственную роль – Акакия Акакиевича Башмачкина – исполнила Марина Неелова. Задник сцены представляет собой полупрозрачный экран, по которому летят и летят тяжелые мокрые хлопья снега. Этого оказывается достаточно, чтобы понять: история, которую сейчас представят, могла произойти только в одном месте – Петербурге. Валерий Фокин как никто другой чувствует атмосферу Северной столицы, поэтому его авторы Гоголь (спектакль «Нумер в гостинице города NN», поставленный по «Мертвым душам») и Достоевский (спектакль «Двойник», над которым он сейчас работает в Александринском театре и который должен образовать с «Шинелью» своеобразную дилогию). Посреди пустой сцены – огромная шинель. Из нее, словно из кокона, вылупляется, выкарабкивается не мужчина и не женщина, а странное, потустороннее существо, которое ближе к насекомым, чем к роду человеческому. Показывается маленькая, лысенькая голова, сморщенное, словно печеное яблоко, личико, глаза полузакрыты, на устах – блаженная улыбка. Обжитая, теплая, уютная родная шинель принимает в себя Башмачкина и защищает от внешнего мира. Нет никаких сомнений, что это не просто верхняя одежда, а нечто большее – дом, который он, как улитка, носит на себе. Когда старая шинель окончательно придет в негодность, появится новая, добытая ценой горьких лишений, она будет важной и фасонистой, существующей отдельно от Акакия Акакиевича. Поначалу она победно проносится мимо него, но постепенно он приручает ее и с трепетом примеряет. Как известно, счастье окажется недолгим – сокровище украдут, а Башмачкин упадет в старую шинель, как в гроб. В одно время и в одном месте сошлись две звезды театра – Валерий Фокин и Марина Неелова. Первый придумал, как эту историю рассказать, вторая сумела ее сыграть. Актрису в спектакле не узнать, и причиной тому не столько многослойный грим, сколько ее удивительная способность к перевоплощению. В распоряжении Нееловой от гоголевского текста остается всего несколько невнятных, сумбурных фраз. «Ми-ми-ми…ми-ло-стивый государь», - повторяет Башмачкин в начале спектакля, с упоением выводя гусиным пером буквы, а в конце страдальчески восклицает: «Я брат ваш!» Но лаконизм и аскетизм спектаклю весьма к лицу. Тем более что отсутствие текста актриса сполна возмещает пластикой и мимикой. Валерий Фокин создал уникальное зрелище, собрав талантливую команду: музыку написал Александр Бакши, многоголосие обеспечил Андрей Котов со своим ансамблем «Сирин», Илья Эппельбаум теневыми сценами раздвинул границы происходящего и населил спектакль многочисленными невидимыми персонажами. Светлана ТАРАСОВА |
© 2002 Театр "Современник". |