Ф.М.Достоевский

БЕСЫ

«Прививка» Анджея Вайды

Почти полвека назад Анджей Вайда задумал показать миру «Бесов» Достоевского, причем мечтал представить роман на родном языке писателя. По понятным причинам ни в конце 50-х (когда польский режиссер только начал вынашивать эту идею), ни в начале 70-х (когда он ознакомил с нею тогдашнего министра культуры СССР Фурцеву) это было невозможно – Советский Союз и Федор Михайлович плохо контактировали друг с другом. Поэтому мечта Вайды реализовывалась только частично. То есть мир все-таки видел «Бесов» в его режиссуре, но на других языках: польском, французском, английском, немецком и даже японском. И вот наконец невозможное стало возможным.

В Московском театре «Современник» - премьера «Бесов»: в постановке знаменитого польского режиссера, в сценическом оформлении его жены Кристины Захватович (с которой, кстати, Вайда познакомился 30 лет назад в Кракове во время работы над теми же «Бесами»), по пьесе Альбера Камю и в исполнении русских артистов.

Чтобы проект осуществился, Галине Волчек пришлось восемь лет подряд уговаривать своего польского коллегу. Не потому, что он не хотел – нет! Просто этому крайне востребованному режиссеру с мировым именем очень трудно было отыскать время для работы в России в своем графике. «Счастье, что мы дожили до этого дня!» - сказала Галина Борисовна в первом же тосте на банкете после премьеры. Немудрено. После того как Вайда, приехав в прошлом апреле в Москву и посмотрев спектакль «Крутой маршрут», сказал: «Да, Галя, я буду у тебя в театре ставить Достоевского», художественный руководитель «Современника» с коллегами повели себя как малые дети: обнимались и буквально кричали: «Мы сделали это!»

«Столько трудностей встречалось на пути, - рассказывает Волчек, - и не только организационных. Кое-кого из артистов, например, пришлось убеждать, что сыграть небольшую роль у великого режиссера бывает более значимо, чем титульную в другом спектакле. В нашей постановке занято 27 человек из труппы, и для меня было очень важно, чтобы как можно больше артистов получили «прививку» Анджея Вайды. Я очень рада, что это свершилось. Конечно, мы пережили полтора месяца дикой напряженки (именно такой срок на постановку отвел режиссер), но, по-моему, не напрасно. Я сама не пропустила ни одной репетиции, сидела от первой до последней минуты рядом с Анджеем».

Господин Вайда поднял свой бокал за дружбу: «30 лет назад я ставил в этом театре спектакль «как брат брату». Тогда мы и сдружились с Галиной. За эти годы мир сильно изменился, а мы с Галей по-прежнему друзья. Не много я знаю людей, которые и через три десятка лет не меняют своих нравственных установок и продолжают следовать однажды выбранным жизненным ценностям». На вопрос корреспондента «7Д»: «Как вы оцениваете результат своей работы?» - режиссер ответил: «Премьерные спектакли смотрят в основном друзья, поэтому пока нас никто не критикует. Но мне интересна реакция обычных зрителей. А что до меня, то, на мой взгляд – хорошо получилось. Добже…» - улыбнулся пан Вайда и добавил с нескрываемым восхищением: «В этом театре фантастический состав актеров!» Не имея возможности выразить свое отношение к каждому артисту в отдельности, переполненный эмоциями режиссер расцеловал исполнительницу роли Лебядкиной Елену Яковлеву, которая и вправду в этом спектакле превзошла саму себя.

На память от «Современника» Анджею Вайде и его супруге вручили два совершенно разных по стилистике портрета Достоевского – оба работы художника Евгения Митты, а также традиционную бутылку русской водки… В общем, спектакль, как говорится, получил путевку в жизнь, настроение у всех его участников после шести недель адской работы было приподнятым, и только одно обстоятельство удручало присутствующих. Его лаконично выразил в тосте посол Республики Польша в России господин Стефан Меллер, кстати, бывший ректор Театральной Академии Варшавы: «К сожалению, в нашем мире Достоевский со всеми его предсказаниями актуален…» И, размышляя об этом, каждый в глубине души надеялся, что новая премьера театра поможет хоть на йоту приблизиться к тому, о чем всю жизнь мечтал Федор Михайлович, - ко всеобщему исцелению от «бесов». Ради этого, собственно, и был затеян проект.

 

Татьяна ЗАЙЦЕВА
«Семь дней»,
№14, 29 марта – 4 апреля 2004

 

© 2002 Театр "Современник".