Н.В.Гоголь ШИНЕЛЬ Случай с «Шинелью» Режиссер Валерий Фокин вновь поставил спектакль в театре «Современник», вновь с Мариной Нееловой в главной роли, вновь по произведению Николая Гоголя. На сей раз это «Шинель». Новый спектакль Валерия Фокина можно назвать элитарным. И вовсе не потому, что в новом зале театра «Современник», названном «Другая сцена», режиссер оставил только 100 мест для зрителей. Зал способен вместить раза в четыре больше, просто Фокину важно ощущение пустоты. Его «Шинель» рассчитана на тех, кто читал, а лучше — перечитывал повесть Гоголя. Много ли нынче таких? А другие не поймут, что за неказистый человечек в неказистом сюртучишке вышел из огромной — в два его роста — шинели и, по-клоунски выворотив носки, мелкими шажками бегает по сцене круг за кругом. Никто им не собирается объяснять, что это, мол, переписчик Башмачкин спешит на службу в департамент. Ясно только, что человечку в шинели было хорошо, дорога дается ему с трудом, зато на Службе он счастлив. Он благоговейно выписывает пером буквы на прозрачной доске. И Буквы вдруг начинают звучать, голоса их сливаются в стройном хоре, а Башмачкин чувствует себя автором этой прекрасной музыки. Звуковую партитуру, вбирающую и пение ансамбля «Сирин», и скрипучий голосок Башмачкина, и скрипы, и шорохи, и вздохи, создал (как часто в спектаклях Фокина) композитор Александр Бакши. Другие не поймут, что дело происходит в Петербурге. Сценограф Александр Боровский не оставил на сцене ни одной приметы этого города. Лишь закрывающая весь обзор серо-прозрачная стена, на которой прыгают, пляшут, проносятся неверные тени букв, швейной машинки, стола с закусками, домов, метели…(автор теней — руководитель театра «Тень» Илья Эппельбаум). Да неожиданные порывы ветра, распахивающие, а потом с грохотом захлопывающие окна. Ясно только, что в этом гулком промозглом полумраке очень холодно. Режиссер не рассказывает историю жизни маленького человека с его маленькими неприятностями. Для Фокина Башмачкин — бесконечно одинокая душа в бесконечно равнодушном мире. Он нагнетает леденящую атмосферу этого мира. И зрители начинают даже не понимать, а чувствовать, что значит для одинокого беззащитного существа тепло его шинели. Это-то существо и играет Марина Неелова. Простая и жалкая бытовая ситуация — старая шинель прохудилась, приходится экономить на всем, чтобы накопить на новую, а ее сразу же и воруют — в исполнении Нееловой превращается в драму осуществившейся мечты, оказавшейся миражем, в трагедию обретенного и потерянного Рая. Марина Неелова и Валерий Фокин не просто читают и перечитывают повесть «Шинель». Они понимают Гоголя. Елена ГРУЕВА |
© 2002 Театр "Современник". |