А.Н.Островский ГРОЗА Много шума "Современник" выпустил "Грозу" "Гроза" в "Современнике" - из тех спектаклей, на которых зритель обязан немедленно открыть рот от удивления и уж не закрывать его как минимум до антракта. За три года работы на разных московских сценах режиссер Нина Чусова успела убедить публику в своей изобретательности. Правда, в "Грозе" этот замечательный навык использован крайне бестолково. Последние премьеры в "Современнике" происходят со все возрастающей помпезностью. По количеству и рангу высоких гостей театр Галины Волчек давно обогнал все остальные драматические сцены страны. В этом смысле нынешней премьерой в "Современнике" должны гордиться особенно. Посмотреть "Грозу" - небывалое дело - приехал российский президент. Какое впечатление произвело на него театральное сочинение Нины Чусовой, можно только гадать, но остальную публику присутствие власти, кажется, сильно вдохновило - аплодисменты были бурными и продолжительными. Нина Чусова - из той режиссерской команды, которая вышла на большие московские сцены в последние два-три сезона, была с энтузиазмом встречена критикой, принята публикой и быстро заняла первые места в рейтинге востребованности. Как и Миндаугас Карбаускис и Кирилл Серебренников, Чусова ставит много и на популярных площадках. У нее есть уже вполне узнаваемый стиль - очень бодрый, очень яркий, часто игрушечный. Лучше всего этот театральный детский мир был разыгран в спектакле "Мамапапасынсобака", поставленном в "Современнике" в прошлом сезоне. "Гроза", однако, таким же ключом не открылась. Не сказать, что премьера - полный провал по всем фронтам. В ней есть, во-первых, превосходная декорация архитектора Александра Бродского. Сцена "Современника" напоминает в "Грозе" не то большой и неуютный многоквартирный дом в разрезе, не то тюремный двор, опоясанный несколькими ярусами стальных галерей со множеством лестниц и переходов. Под самыми колосниками пристроено несколько клеток с голубями. Еще одна клетка - самая большая - нависает над сценой: в эту голубятню все время забирается инфантильный Тихон (Максим Разуваев), а под занавес первого действия там же встречаются Катерина (Чулпан Хаматова) и Борис (Юрий Колокольников) для долгих хореографических объятий. По сути, сценография Бродского - самодостаточная инсталляция, которой спектакль обязан своими лучшими моментами. Высшая точка "Грозы" - это, по-моему, та секунда, когда в декорации резко распахиваются десятки окон с белыми занавесками. Что там в это время происходит с героями, в общем-то не так уж и важно. Что еще хорошего вспомнить о "Грозе"? Катерину там играет Чулпан Хаматова, наблюдать за которой становится все интереснее. Она только что получила "Золотую маску" за роль лопоухого пацана в спектакле "Мамапапасынсобака". Играя Катерину, Чулпан Хаматова в очередной раз показывает свою актерскую пластичность, т. е. умение выразительно и точно отработать абсолютно любой рисунок роли, предложенный режиссером. Катерина в спектакле - это такое довольно дикое, взлохмаченное, постоянно курящее дворовое существо, которое ни в какой клетке, понятно, не удержишь. Cамую знаменитую фразу "Грозы" актриса, например, оправдывает так: побежала, поскользнулась, брякнулась на пол, ах как досадно: "Ну почему люди не летают?! " Она с равным проворством запрыгивает на мужчин и на лестницы, забираясь повыше с риском убиться задолго до финала. Чусова, разумеется, не первая и вряд ли последняя, кто подозревает в героине Островского психопатологию, но, когда с первых минут спектакля начинаешь подбирать для душевного состояния Катерины диагноз, драматизм сюжета, согласитесь, исчезает сам собой. Сам же сюжет для Чусовой заключается, по-моему, в двух словах, которые в газете печатать, конечно, дико, но точнее не скажешь, потому что я почти слышу, как режиссер объясняет актрисе на популярном сленге: "В первом действии тебя должно колбасить, а во втором плющить". То есть сначала мы порезвимся, всех удивим, зато уж потом закатим серьезную драму. Эта простейшая двухходовая комбинация может быть даже оправдана - как, например, в том же спектакле "Мамапапасынсобака". Но там ровно такой же была и пьеса, а Островский все-таки очень сильно сопротивляется подобным наскокам. Поэтому выдумки Нины Чусовой совершенно не нуждаются в объяснениях: они существуют сами по себе, независимо от пьесы и нужны исключительно для того, чтобы публика не задремала, заметив, что актерам совсем нечего играть. Если же, например, одеть Кулигина (Александр Олешко) медведем, скрестить странницу Феклушу с прислугой Глашей, получив трех Дуняшек в очках, занимающихся самобичеванием под руководством Кабанихи (Елена Яковлева), то, может, кому-нибудь будет смешно. Но искать во всем этом и многом другом какой-то смысл - увольте. За исключением Чулпан Хаматовой и (в редкие, впрочем, моменты) Елены Яковлевой актеры в новой "Грозе" заняты главным образом тем, что носят разнообразные костюмы, сделанные Павлом Каплевичем. Еще они, конечно, суетятся, произносят свои реплики и размахивают руками, но никак нельзя сказать, что из этих действий возникают какие-то осмысленные отношения между персонажами. Вот разве что когда Дикой (Владислав Ветров) встречается с Кулигиным в плюшевом медвежьем костюме, получается нечаянная цитата из чеховского Соленого: "Он и ахнуть не успел, как на него медведь насел". Олег ЗИНЦОВ |
© 2002 Театр "Современник". |