МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Альбер Камю
ПОСТОРОННИЙ
Алексей КИСЕЛЕВ. "Посторонний". - Афиша, 11 - 24 марта 2013 года

Обыкновенный мужчина в самом расцвете сил плывет по течению. К недоумению окружающих, он констатирует свое равнодушие к таким вещам, как религия, сострадание, любовь и смерть собственной матери. Он не отказывает себе в простых радостях вроде легкого ужина в кафе, ни к чему не обязывающих отношений с красивой женщиной и коллекционирования глупых объявлений. Волею случая попав под суд, он приговаривается к смертной казни, в общем-то, за то, что он такой, какой он есть.

Режиссер Екатерина Половцева и художник Ирина Уколова со знанием дела распорядились залом-трансформером, каковым является малая сцена "Современника". При помощи батутов, спрятанных ниже уровня пола, и звуков прибоя здорово создана иллюзия купания персонажей в море. Придуман второй план - то и дело по балкону шастают арабы (действие происходит в Алжире), развешивают ковры, о чем-то шушукаются. В глубине сцены время от времени приоткрывается ярко высвеченная комната, подзвученная так, что слышен каждый шорох в ее пределах. Места действия сменяются не через перестановку декораций, а с появлением предмета или просто из воздуха: поднос с бокалами и графином ставится на колени сидящего героя, к нему подсаживается второй - вот кафе; выходят девушки с шестами-торшерами в руках - квартал красных фонарей; герой кидает свой пиджак в угол, меняется освещение - он дома. Иными словами, пространство живет и пульсирует, помогая актерам не заиграться и сохранить динамику. Все описанные достоинства, увы, имеют отношение главным образом к первому акту, тогда как на протяжении всей второй части спектакля зрителя не покидает ощущение, что постановкой занимались совершенно другие люди. Исполнитель главной роли, артист Илья Лыков, убедительно создавший в первом акте сильное, победное по своей энергии равнодушие, во втором постепенно ломает своего героя, превращает его в нытика, устраивающего в конце концов сумбурную истерику, пиная невнятные зеркальные ширмы на колесиках.

Спектакль получился не про сверхчеловека, который, по Камю, "открыл свою душу ласковому равнодушию мира", а про коварную машину общественных норм и ценностей, сжирающую всякое инакомыслие. Тема эта лежит в "Постороннем" на поверхности, поэтому такой вариант прочтения выглядит не столько интерпретацией, сколько недоработкой.

Алексей КИСЕЛЕВ
"Афиша", 11 - 24 марта 2013 года

ПОСТОРОННИЙ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".