МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Альбер Камю
ПОСТОРОННИЙ
Марина ШИМАДИНА. В "Современнике" завелся "Посторонний". - Известия, 22 февраля 2013 года.

В инсценировке повести Альбера Камю ценят личную свободу и недооценивают нравственные ориентиры

Екатерина Половцева - совсем молодой режиссер, но, как и ее учитель, Сергей Женовач, не любит проторенных дорог. Уже третий свой спектакль на сцене "Современника" она ставит по редким, незаезженным произведениям. Первой была забытая и не слишком выдающаяся пьеса Сергея Найденова "Хорошенькая". Второй - "Осенняя соната" Ингмара Бергмана, где блистательно играли Марина Неелова и Алена Бабенко. И вот, "Посторонний" Камю, манифест экзистенциализма, который на сцене появляется чрезвычайно редко.

Театральное действие держится на отношениях, на внутренних связях и конфликтах между персонажами. У героя "Постороннего", Мерсо, нет конфликта с миром, как нет и глубокой укорененности в нем. Он скользит по жизни как равнодушный наблюдатель, оставаясь безучастным даже к собственной судьбе. Спокойно относится к известию о смерти матери, встречается с девушкой, которую не любит, легко соглашается на авантюры случайного приятеля, ибо ему все равно, и, в конце концов, убивает человека из-за невыносимой жары.

Вторая часть повести отдана суду над Мерсо - его обвиняют не столько в убийстве, сколько в равнодушии, и в результате приговаривают к смертной казни. Но судьи кто? Мелкие, недалекие, лицемерные моралисты, которых больше всего заботит соблюдение общественных конвенций, а не божественных заповедей. Из этого испытания герой выходит победителем, потому что даже перед лицом гильотины остается верен себе. Как и в "Осенней сонате", Половцева пошла по пути заострения приема, добавила щепоть эксцентрики, насытила спектакль выразительными сценами и забавными подробностями. Ее герои буквально "ходят над бездной" - сцена в нескольких местах прорезана глубокими трещинами.

Но эти же "бездны" в следующем эпизоде превращаются в ласковое море, где радостно плещутся, подскакивая на батуте, Мерсо и его подруга. Зловещих, закутанных до самых глаз арабских женщин, бесшумно скользящих по сцене (дело происходит в Алжире), сменяют девицы легкого поведения, которые выходят на подмостки каждая со своим фонарем.

Второстепенные герои - директор дома престарелых, приятель-сутенер, сосед-собачник, водящий на поводке воображаемую псину - тут слегка шаржированы. А старики из богадельни и вовсе превращены в вереницу жутковатых брейгелевских слепцов со сморщенными лицами-масками.

Среди этих карикатур Мерсо в исполнении молодого актера Ильи Лыкова выглядит единственным нормальным человеком, так что его равнодушие к абсурдному паноптикуму вполне объяснимо. В эту систему персонажей не вписывается только Елена Плаксина в роли Мари. Актриса наделила свою героиню таким очарованием, чистотой и грацией, что бесчувствие ее любовника, право, трудно понять.

По мнению Екатерины Половцевой, Мерсо - герой нашего времени. Причем, герой в прямом смысле слова, человек, который смог уйти от условностей и лжи окружающего мира, который не хотел притворяться и смог остаться самим собой, пусть даже ценою жизни.

Но с другой стороны, душевная анемия, черствость и имморализм - опасные симптомы современного общества. Провозглашенная Камю абсолютная свобода сегодня обернулась распадом человеческих связей, потерей нравственных ориентиров, делом Брейвика, в конце концов. И вот этой, другой стороны медали в спектакле очень не хватает.

Марина ШИМАДИНА
"Известия", 22 февраля 2013 года

ПОСТОРОННИЙ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".