МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Пресса о Галине Волчек в 2013 году
Пресса о Галине Волчек в 2013 году

Железная леди

В этом году, 19 декабря, Галине Борисовне Волчек исполняется 80 лет, и половину из них она стоит у руля одного театра. Так что мы говорим – Волчек, подразумеваем –«Современник», и наоборот. Что бы там ни говорили феминистки, театр – это одна из тех областей, которой всегда будут руководить мужчины: уж больно жесткое и неблагодарное это дело, слишком высоки ставки и слишком тяжела ответственность. И редкая женщина решится взвалить на себя такой крест – всю себя с потрохами посвятить одному делу, отказаться от личной жизни, забыть актерские амбиции и режиссерское тщеславие, терпеть предательство и неблагодарность, обидное невнимание и нападки критиков, нервничать и не расставаться с сигаретами, сомневаться и ошибаться, принимать удары и снова идти вперед, много лет удерживая свой театр в «первой лиге». Для этого нужно быть Галиной Волчек – железной леди, как в шутку называют ее коллеги.

Возглавить «Современник» Волчек пришлось не от хорошей жизни. Когда Олег Ефремов с частью артистов ушел поднимать МХАТ и молодой театр остался обезглавленным, она согласилась принять огонь на себя, потому что, как говорил сам Ефремов, «была самой партийной», то есть отличалась гипертрофированной ответственностью и преданностью общему делу. Волчек чувствовала, что подписывает себе приговор, но не могла иначе.

Остались позади золотые времена юного «Современника», чувство оттепельной эйфории, хмельное ощущение свободы и собственных сил, дружное актерское братство. Тогда все они жили бедно, но счастливо. Волчек и ее первый муж, Евгений Евстигнеев, еле сводили концы с концами, но у них были маленький сын Денис (впоследствии кинорежиссер) и любимое общее дело. После спектакля в их маленькую комнату возле старого здания театра на Маяковке частенько заваливались на чай вся актерская компания и многочисленные гости, которые иногда оставались ночевать и спали прямо на полу. Потом Галина Волчек вспоминала, что как-то раз чуть не наступила на кинорежиссера Милоша Формана – не снял бы он тогда свой знаменитый «Полет над гнездом кукушки».

В это время Волчек поставила свои первые спектакли: «Двое на качелях» Уильяма Гибсона, «На дне» Горького и «Обыкновенную историю» Гончарова, за которую она получила Государственную премию в 33 года. Потом, конечно, будут перестроечные «Звезды на утреннем небе» Александра Галина и знаменитый «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, где чуть ли не впервые со сцены стали говорить правду о страшной советской действительности, открытие черных пьес Николая Коляды, трагические «Три товарища»

Ремарка и чеховские «Три сестры», «Вишневый сад», лирические «Пять вечеров» Володина и комедийный «Пигмалион» Шоу, неизменно делающий театру кассу. Но это будет уже другая история – история нового «Современника» на Чистых прудах.

Уход Ефремова и бывших соратников Волчек воспринимала болезненнее, чем развод с мужем. Ее возмущало, что «Современнику», оставшемуся без своего лидера, предрекали скорый конец, называли мертвым театром. И в общем, она положила жизнь, чтобы доказать обратное.

Галина Борисовна выходила замуж еще раз – за человека из научной среды, профессора Марка Абелева. Но вскоре поняла, что семейная жизнь не для нее, что ее сердце должно быть отдано одному – театру.

Ее семья – это ее любимые актеры и актрисы: Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Чулпан Хаматова, Алена Бабенко, Сергей Юшкевич, Артур Смольянинов – блистательная команда. Но, как в любой семье, здесь бывают ссоры и сцены ревности. Ушла из «Современника», обидевшись на недостаток новых ролей, Елена Яковлева, на которой держался репертуар. Вслед за ней покинула труппу Марина Александрова, видимо выбрав между театром и кино последнее.

Волчек всегда с пониманием и терпением относилась к вечной занятости артистов на съемках, понимая, что в театре много не заработаешь и не сделаешь карьеру. Но непорядочности и обмана не прощала: когда один актер сказался больным, отменил спектакль, а сам в это время играл в антрепризе, то был немедленно уволен. Для кого-то это простой трудовой конфликт, но для Волчек – сердечная рана. После отказа сразу трех ведущих актрис от роли во «Врагах» Евгения Арье она попала в больницу, но спектакль все же вышел, стал одним из главных событий сезона и получил спецприз жюри «Золотой маски».

Правда, премии и фестивали Галина Волчек недолюбливает, считая, что ее театр они незаслуженно обходят стороной. Для нее главное мерило успеха – признание зрителей. А светским тусовкам она предпочитает общение с немногими друзьями, среди которых много известных политиков и бизнесменов, – они помогают театру и финансово, позволяя выпускать затратные премьеры, обеспечивать актерам нестыдное жалованье, приглашать режиссеров со стороны.

Галина Борисовна, надо отдать ей должное, никогда не боялась звать в театр чужаков – Анджея Вайду, Георгия Товстоногова, Римаса Туминаса, делать ставку на совсем еще молодых Валерия Фокина и Иосифа Райхельгауза, а позже Нину Чусову и Кирилла Серебренникова, чья эстетика вроде бы шла вразрез с ее собственными идеалами психологического реализма.

Понимая, что театр должен развиваться и идти в ногу со временем, она открыла так называемую Другую сцену, предназначенную для опытов и экспериментов молодых режиссеров. Но и на большой Волчек иногда позволяет себе хулиганства – например, взяла да пригласила в театр Гарика Сукачева, который поставил в храме искусства спектакль-рок-концерт «Анархия». Руководитель «Современника» вообще питает слабость к музыкантам: много лет она мечтала сделать проект с Аллой Пугачевой – не сложилось, зато теперь Земфира напишет песни для «Золушки» Шварца, которая должна выйти в этом сезоне.

То, что Галина Борисовна – рисковый человек, говорит и тот факт, что она собиралась сыграть в спектакле авангардиста Андрия Жолдака, но, видимо, с этим громокипящим режиссером ей все-таки не удалось найти общего языка. А жаль, ведь мы не видели эту блестящую характерную актрису на сцене уже много лет, да и в кино тоже, хотя те немногие роли, что она успела сыграть на экране, запомнились зрителям навсегда. Взять хотя бы нудную Варвару из «Осеннего марафона»: образ оказался настолько удачным, что буквально «приклеился» к актрисе на долгие годы. Но с кино Волчек тоже порвала давно и бесповоротно – ради театра.

Все эти жертвы не были напрасными. За последние годы «Современнику» удалось стать одним из главных театральных ньюсмейкеров, хотя таких слов Волчек боится как огня. «Театр не должен быть модным местом, – заявила она на последнем сборе труппы, – и пока я жива, я постараюсь этого не допустить». В ближайшие два года здание на Чистых прудах закрывается на ремонт, а «Современник» уже в феврале должен перебраться во Дворец на Яузе – бывший ДК МЭЛЗа, где когда-то располагался Театр Моссовета, снимались голубые огоньки, проходили премьера фильма Сергея Соловьева «Асса», концерты Цоя и Гребенщикова. Этот переезд, конечно, станет для театра и его руководителя серьезным испытанием.

Но Галина Волчек верит, что, оказавшись вдали от центра, на «Электрозаводской», театр не потеряет свою публику, ведь зрители не предавали ее никогда.

 

«Назад

Марина ШИМАДИНА
«Театральная афиша», декабрь 2013 года

Следующая фотография

© 2000 Театр "Современник".