Галина Волчек: Бог дал мне много счастья и одну любовь на всю жизнь — театр
С именем главного режиссера, художественного руководителя театра «Современник» Галины Волчек связана целая театральная эпоха нашей страны... 19 декабря ей исполняется 80 лет.
Сегодня это уже сложно даже представить, но трудовая книжка Галины Борисовны Волчек всю ее профессиональную жизнь так и пролежала в одном месте, и на ее страницах — лишь одна запись. Вернее, нет, записей все же две, ведь по первому штатному расписанию (да и по своему образованию) Галина Волчек была актрисой.
Она окончила в 1955 году Школу-студию МХАТ, куда поступила во многом наперекор желанию своего отца — известного кинорежиссера, который мечтал о Литературном институте для дочери. Но тяга к театру оказалась сильнее.
Создание «Современника» стало для юной выпускницы школы-студии настоящим подарком судьбы. Хотя можно ли назвать подарком то, что создано своими же руками? Первые выходы на сцену, первый актерский успех и вдруг — предложение, если не сказать приказ, Олега Ефремова: каждый из актеров «Современника» должен испытать себя в режиссуре. Логика в этом была, ведь среди создателей молодого театра профессиональных режиссеров не было — с проб и ошибок начинал и сам Ефремов.
Попробовали действительно все — кто-то один раз, кто-то несколько; кто-то удачно, ктото не очень, а вот Галина Волчек незаметно для себя самой стала режиссером. Ее дебютным спектаклем стала постановка пьесы Уильяма Гибсона «Двое на качелях», а следом — горьковское «На дне». Головокружительный прием, который зрители оказали «замшелой» классике, казался удивительным. Вообще спектакль «На дне» был первой попыткой «Современника» отойти от классической драматургии и попытаться найти актуальное, сегодняшнее в текстах прошлого. А для Галины Волчек эти поиски надолго стали главными в ее режиссерской карьере.
В 1970 году Олег Ефремов ушел во МХАТ, и созданный им театр остался без руководителя. После ряда попыток управлять театром коллегиально стало ясно, что без единоначалия не обойтись. Весь груз ответственности и взвалила на свои плечи Галина Волчек, которая вот уже более сорока лет остается во главе «Современника».
На сцене родного театра Галина Борисовна поставила более тридцати спектаклей. Именно она прорвала своеобразную культурную блокаду между США и СССР своим спектаклем, поставленным на американских подмостках в конце семидесятых годов. Именно ее театр впервые после МХАТа 20-х годов был приглашен с гастролями на Бродвей и снискал успех, пожалуй, не менее громкий. Именно Волчек одна из первых в Москве уже в XXI веке организовала при «Современнике» что-то вроде лаборатории для молодых режиссеров — недавних выпускников, а то и студентов режиссерского факультета ГИТИСа, с тем чтобы найти среди них достойных.
Но главное — ей удается то, что прежде, кажется, не удавалось никому: поддерживать жизнь своего театра на протяжении многих десятилетий, причем так, чтобы эта жизнь не застаивалась, но всегда обретала новый смысл.
Чтобы любой, порой вынужденный, простой оборачивался новым всплеском, новым ренессансом.
Такой ренессанс «Современник» благодаря Волчек переживает и сегодня. Труппа этого театра, кропотливо собираемая Галиной Борисовной, — одна из лучших в Москве. Накануне своего юбилея Галина Волчек смогла вернуться к любимой профессии режиссера и выпустила спектакль «Игра в джин». Спектакль-подарок актерам Валентину Гафту и Лие Ахеджаковой, зрителям и самой себе. Спектакль о прожитой жизни и об ответственности за каждое мгновение этой жизни. Об ответственности, толк в которой сама Галина Волчек знает не понаслышке.
«Самое трудное — научиться говорить «нет»
«...Если театр живой, он ищет пути постоянно. Ведь жизнь за окном меняется, и далеко не всегда это связано с глобальными революционными событиями... Поэтому театр должен иметь очень чуткое ухо и внимательно следить за тем, что происходит за окном...» «...Я не хочу удивлять зрителей клоунадой или «фишками».
Театр — это только здесь и сейчас. Зритель приходит не для того, чтобы поразмышлять над историей, случившейся два-три столетия назад.
Он хочет получить ответы на вопросы, которые волнуют».
«...Самым трудным в моей жизни было научиться говорить «нет». Для художественного руководителя это было необходимо. И в ситуации, когда я была для многих Галей, а не Галиной Борисовной, я научилась говорить «нет».
Что касается бытовой жизни, то я помогала во всем, в чем было возможно, но когда дело касалось театра — научилась отказывать».
«...В молодых режиссерах стараюсь воспитать интерес к человеку — самый глубинный, самый парадоксальный, самый невероятный. Потому что именно это — самое интересное: что каждый из нас являет собой и как мы соотносимся друг с другом в этом мире».
«Я счастливый человек. Бог дал мне очень много для того, чтобы быть счастливой, и главное — театр...»
(Из интервью разных лет, которые Галина Борисовна давала «Вечерней Москве»)
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валентин Гафт, актер:
— Галина Борисовна Волчек — это большая часть моей жизни и моя судьба. Последний наш спектакль «Игра в джин» убедил меня, что мы еще много можем . Галя — полна сил. Она очень современный человек и режиссер. От нее еще можно ждать неожиданностей!
Александр Филиппенко, актер:
— Волчек посвятила всю себя строительству театра. Она приняла эстафету от Ефремова в трудный момент и продолжила его дело. Галина Волчек — успешный руководитель , очень хорошая актриса и привлекательная женщина.
Нина Дорошина, актриса:
— Я проработала с Галиной Волчек вместе более 50 лет. Я ее обожаю. Все мои самые лучшие роли сделаны с нею. За это я ей очень благодарна. Я желаю Галине Волчек счастья и здоровья. Приду на ее юбилей и поздравлю лично.
«Назад |
Анастасия ИВАНОВА, Татьяна МЕДВЕДЕВА
«Вечерняя Москва», 19 декабря 2013 года
|
|