МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Сергей Гирин
Сергей Гирин

Играя злого, ищи доброго

После «Времени женщин» остался осадок, даже не осадок – про осадок обычно говорят, имея в виду нечто неприятное, вроде как из анекдота – про осадок, который остался. Тут – другое. Газетные площади оставляют место, которого хватает на короткий пересказ сюжета, два слова о главных исполнителях, а тут, на Другой сцене «Современника», вышел спектакль, который не случайно же многие числят среди главных событий позапрошлого театрального сезона. Мелодрама из советских послевоенных и советских же 60-х дала режиссеру Егору Перегудову возможность поговорить не о себе, а о времени, с необыкновенной подробностью остановиться практически на каждом. Сергей Гирин играет Николая, коллегу главной героини, Антонины (Алена Бабенко). Впечатления от его игры так не хочется потерять, так хочется зафиксировать, оставить не только в одном из ящичков памяти, но и на бумаге. И тут «карточка» с новой ролью тянет за собой ссылку на одну из прежних, недавних ролей – мужа героини в спектакле по пьесе Найденова «Хорошенькая». Все отметили его, но места, чтобы сказать подробно, как всегда не хватило. Там и тут – не так уж много времени на сцене, но там и тут – история, драма героя, эмоции, которые лишь едва-едва проникают в речь, слов не много. Глаза говорят.

В «Хорошенькой» ситуация – самая что ни на есть банальная, почти что комическая. Девушка, героиня, это ясно – сочувствия и страданий героя не очень-то и заслуживающая, но мрачность его, страдание, какая-то надежда и одновременно безнадежность, выраженные во взгляде, в пластике опять же больше, чем в словах, - вот именно это бросает на всю историю совершенно другую тень или отсвет – как хотите. Егор Егорович Орлов, которого играет Гирин, корректирует оптику, - можно и так еще сказать. Зануда? Да. Но от того не меньше наше сочувствие. С первых «кадров» - чужой на этом модном курорте, где все и одеты по-другому, все держатся иначе, свободнее, даже развязнее, а он… он - чужой, эстетически противоречит здешней «картинке». Он – как «груз», который кладут на другую чашу весов, а по эту сторону Прекрасная Дама (Елена Плаксина), внешне – из блоковских снов и стихов, но читающая, не выпускающая из рук «Даму с собачкой» Антопалычачехова. Она – смешная нелепость, он – нелеп мелодраматически, резонер, который не мог не наскучить, но ведь жаль его, когда он приезжает за нею, когда всеми брошенной, именно он предлагает жене вернуться в семью. Все прощает. И тут – поднимается над банальной историей, но супругу из «лап» захватившего ее сюжета извлечь, спасти не в силах. Во «Времени женщин» он тоже – несчастлив в любви. Снова – нелеп, но иначе, «с другой стороны» его герой заглядывает в семейную «бездну». Он осторожно, сперва издалека приглядывается к Антонине, примерно как столяр к деревяшке, которую – в фильмах так часто показывают – поднимают на уровень глаз, смотрят с точки зрения ровностей и неровностей…

Так и герой Сергея Гирина присматривается к Антонине, прикидывая, выйдет – не выйдет из этой затеи толк. Это – при его подходе – брак по расчету. И вот он является в дом, в ленинградскую коммуналку, где Антонина живет под присмотром и покровительством трех состарившихся энтузиасток, каждой – по-своему. Они к его визиту и вниманию относятся настороженно, практически, но, в общем, и в частности – не благоволят, не осторожничают – скорей, открыто ощетинились, готовы выдвинуться «свиньей». И вот они двое, несколько мгновений наедине. Он – размечает пространство, рассчитывает, с чего и как начать, естественное смущение и тот загодя приготовленный расчет, «сценарный план» этой встречи. Все сыграно! В мелочах, в «тонкой настройке». Взгляды, скованность движений, подбираемые слова…

Правы старухи – Николай «не тот», ему и дочка больная, про которую он до прихода не знал ничего, про болезнь не знал – не нужна ему эта, чужая дочь. Правы, сто раз правы, старухи… А все ж-таки жаль его… Ну, как тех лошадей из стихотворения Слуцкого «Лошади в океане». Ведь были среди этих лошадей, конечно, и с дурным характером и просто плохие, а – жаль. И этих несложившихся отношений – тоже жаль, несмотря на малодушие. Жаль Николая, его одиночество на годы вперед, вполне возможно – до конца его дней, прочерчивается, предугадываемо. Сыграно.

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ
«Дом Актера» № 1, октябрь 2012 года

Предыдущая фотография Следующая фотография

© 2000 Театр "Современник".