Старшая сестра
19 декабря празднует юбилей Галина Борисовна Волчек, актриса и режиссер, художественный руководитель театра "Современник". "Экран и сцена" и режиссер Михаил Али-Хусейн поздравляют ее с днем рождения!
Для сегодняшней генерации актеров и режиссеров, еще только начинающих свой творческий путь, имена Анатолия Васильевича Эфроса, Георгия Александра Товстоногова, Андрея Александровича Гончарова — чистая абстракция, почти как фельдмаршала Кутузова. Так и с Волчек. Вокруг Галины Борисовны, поскольку она фигура публичная, много мифов и легенд. В своей жизни я встретился с двумя мощнейшими уникальными личностями, в этом отношении мне очень повезло: с Марией Осиповной Кнебель и с Галиной Борисовной Волчек. Что-то в их судьбах есть общее: обе учились на актрис, обе пришли к режиссуре через практику, через опыт, во многом сами себя воспитали. И воспитали потом многих других. Не только в моей судьбе Галина Борисовна сыграла серьезную роль, но, например, и Валерий Фокин, и Иосиф Райхельгауз многим ей обязаны. Если бы не она, еще неизвестно, как сложилась бы их творческая судьба. Волчек определила и планку, и мировоззрение тех, кому посчастливилось с ней встретиться и работать под ее руководством.
Когда начал приподниматься железный занавес, когда наши отношения с Западом только начали восстанавливаться, приехала большая американская театральная делегация, ее представители знакомились с советской режиссурой, планируя кого-то пригласить в Америку на постановку. А выбор был тогда побольше и получше, чем сейчас. И кого выбирают американцы? Естественно, Анатолия Эфроса и — Галину Волчек! И успех ее постановки "Эшелона" Михаила Рощина был ошеломителен. Этот пример подтверждает, что и во времена колоссов Волчек была заметной фигурой.
Общение с ней, и человеческое, и профессиональное, для молодых — мощнейшая школа. Она проста, убедительна, заразительна, разговаривает с тобой без нравоучений, как старшая сестра, в работе открыта — несдержанна и доверчива, — какой можно быть только с родными, с теми, кому доверяешь. И ей нередко приходится расплачиваться за доверие, ведь не все способны оценить подобное отношение.
Это сейчас молодой режиссуре расстилают красную дорожку, а когда мы начинали, надо было мучительно доказывать, что имеешь право существовать в профессии. А уж труппа, любая, но в особенности труппа "Современника", пристрастно и придирчиво обсуждала новичка. Олег Николаевич Ефремов заложил в основу этого театра демократическую традицию, и мы хлебнули ее сполна. Защищать выбранную пьесу приходилось на всей труппе, даже если в спектакле занято только пять человек. После каждого такого обсуждения меня "выносили вперед ногами". И в такой ситуации необыкновенно важна была поддержка художественного руководителя. Галина Борисовна всегда понимала, что новые люди — Валера Фокин, Иосиф Райхельгауз, я, — нужны театру, что у каждого могут быть удачи и неудачи, и без помощи никому не справиться. Терпение у нее ангельское. Ведь и нас часто нелегко было терпеть, у всех темпераменты... А основатели театра, имевшие серьезный вес, бывало, говорили: Галя, зачем это нам надо, это не для "Современника". Она же, уважая и понимая атмосферу театра, помогала неопытным режиссерам встраиваться, вникать и расти. Всегда была доброжелательна, терпима, мудра, умела не обращать внимания на срывы.
Я уже не говорю о том, сколько звезд она воспитала в своем театре, не только режиссеров, но и актеров!
Конечно, она болезненно переживает каждый уход из театра тех, в кого вкладывалось столько терпения, нервов, здоровья, на кого хотелось положиться впоследствии. Расставания ее больно ранят.
И сегодня Волчек питает необыкновенный живой интерес к молодым режиссерам, она всегда в поиске интересной молодежи, дает им возможность пробовать и набираться опыта. Сейчас в театре три начинающих режиссера: Кирилл Вытоптов, Екатерина Половцева, Егор Перегудов.
Все это непросто, но она проявляет терпимость, никогда не ставит окончательную оценку, диагноз; если не получилось — беды нет, идем дальше. Случайных людей не приглашает, но раз уж доверилась, то верит до конца.
Если есть золотой фонд ныне живущих деятелей театра, то она к нему безусловно относится, а может, его и возглавляет.
Пусть здоровье как можно дольше позволяет Галине Борисовне продолжать то дело, на которое она положила жизнь — вести театр и помогать другим вставать на ноги! Она сама прошла непростой путь и прекрасно понимает, как важно вовремя подставить плечо.
«Назад |
Михаил АЛИ-ХУСЕЙН
«Экран и Сцена», № 23, декабрь 2013 года |
|