МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Пресса о Галине Волчек в 2013 году
Пресса о Галине Волчек в 2013 году

Галина Волчек отметит юбилей в родном "Современнике"
Народной артистке СССР исполняется 80 лет

У режиссера, художественного руководителя московского театра "Современник", народной артистки СССР Галины Волчек сегодня юбилей. Обычно в свой день рождения она покидает Москву. Но на этот раз Галина Борисовна изменила традиции и осталась дома, в родном "Современнике", где, как стало известно ИТАР-ТАСС, возглавляемая ею труппа преподнесет имениннице оригинальное поздравление.

"В свой день рождения я всегда стремилась куда-нибудь уехать", - подтвердила Волчек. "Это действительно мой родной дом, где я прожила всю жизнь", - говорит главная "современница".

На самом же деле родилась она на совсем другой московской улице - на Полянке, в семье известного оператора Бориса Волчека, который вместе с классиком советского кино Михаилом Роммом снимал "Пышку", "Ленина в Октябре", "Мечту" с неповторимой Фаиной Раневской в главной роли. Но маленькая Галя в кино не стремилась, считая его исключительно "папиной работой". Она бредила театром. Поэтому окончила школу экстерном и в 16 лет поступила в Школу-студию МХАТ, чтобы стать серьезной актрисой.

"Я была зажатая, некрасивая, толстая, стеснялась своей фигуры, - вспоминает Волчек. - Я просто знала: хочу, умираю, верю". И она своего добилась. В 1956 году сыграла первую роль Нюрки-хлеборезки в спектакле "Вечно живые", с которого началась биография "Современника" - молодой труппы, созданной Олегом Ефремовым. Она не только играла на сцене, но и помогала Ефремову в зрительном зале, выступая в качестве ассистента режиссера. Вскоре и сама начала ставить спектакли. Ее дебютом на этом поприще стала в 1962 году постановка пьесы Уильяма Гибсона "Двое на качелях". Далее последовали спектакли "В день свадьбы", "Обыкновенная история", "На дне", "Принцесса и дровосек".

В общем, ее творческая жизнь складывалась наилучшим образом, пока не грянул гром. В 1970 году Ефремов объявил на собрании, что уходит во МХАТ. Труппа пережила шок. Осиротевший театр принял решение: руководить "Современником" будет худсовет. Однако в 1972 году отказались от коллективного руководства, избрав главным режиссером Галину Волчек. Ей тогда было 39 лет.

Потом ее долго не утверждали в советских партийных органах, так как анкета Волчек была явно не из образцовых: беспартийная. В порядке компромисса предложили вступить в КПСС, она отказалась. И все же, несмотря ни на что, чиновники от искусства в конце концов официально подтвердили ее назначение на руководящий пост, который она занимает вот уже 41 год подряд.

За это время она лично поставила около 30 спектаклей, которым аплодировала не только отечественная, но и зарубежная публика. В 1978 году она стала первым советским режиссером, приглашенным в США на постановку пьесы Михаила Рощина "Эшелон", и как истинная "железная леди российского театра" в прямом смысле прорвала железный занавес.

"Спектакль о войне американские зрители приняли с такой чистотой и пониманием, что я до сих пор не могу этого забыть, - замечает Волчек. - Очень похожая реакция была через много лет, когда мы на Бродвее играли "Крутой маршрут". Эта постановка по автобиографической книге Евгении Гинзбург посвящена жертвам сталинских репрессий. Она не сходит с афиши "Современника" почти четверть века".

Среди других знаковых постановок Волчек "Вишневый сад", "Спешите делать добро", "Три сестры", "Мурлин Мурло", "Пигмалион", "Три товарища". Кроме того, будучи художественным руководителем, она инициировала около 80 постановок других режиссеров. Под частью этих спектаклей она также могла бы смело подписаться как режиссер-постановщик. Однако осознанно никогда этого не сделала. Она бесконечно занимается обновлением театра, предоставляя площадку для эксперимента молодым режиссерам, многие из которых состоялись благодаря ее умению рисковать.

К бесспорным заслугам Волчек относится и такая: она показала "Современник" миру. Под ее руководством гастроли театра прошли в США, Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Израиле, Венгрии, Болгарии, Чехии, Эстонии, Латвии, Литве, на Украине.

А посмотреть в "Современник" есть на кого: его труппа выше всяческих похвал. Здесь играют Валентин Гафт и Нина Дорошина, Лия Ахеджакова и Марина Неелова, Сергей Гармаш и Ольга Дроздова, Чулпан Хаматова и Алена Бабенко. И такой уникальный коллектив собрала и воспитала первая дама российского театра Галина Волчек, получившая за свой титанический творческий труд немало высоких наград. Она удостоена Государственной премии СССР в области театрального искусства (1967), Премии президента РФ в области литературы и искусства (2001) и Международной премии имени Станиславского (2002). Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степеней.

Параллельно с работой в театре успешно развивалась и кинокарьера Галины Волчек. Она снялась в фильмах "Дон Кихот", "Строится мост", "Русалочка", "Король Лир", "Про Красную Шапочку", "Осенний марафон", "Уникум".

После долгого перерыва Волчек поставила "Игру в джин" - спектакль-дуэт для Лии Ахеджаковой и Валентина Гафта. Режиссер призналась, что довольна работой актеров и рада, что новый спектакль получил горячий отклик у зрителей. Словом, в соответствии со своим характером Волчек сама сделала себе подарок к юбилею.

 

«Назад

Ольга СВИСТУНОВА
ИТАР-ТАСС, 19 декабря 2013 года

Следующая фотография

© 2000 Театр "Современник".