Крутой маршрут
Лидер «Современника» Галина Волчек отмечает сегодня юбилей
Первый серьезный жизненный выбор она сделала в 13 лет, когда после развода родителей осталась с отцом. «У меня с папой была интенсивная внутренняя связь, – говорит Галина Борисовна. – Это был замечательный человек, я не понимала это взрослым сознанием – его еще не было, а было лишь интенсивное ощущение и, главное, восторг, которого я сформулировать тогда и не могла...» Отец Галины родом из Витебска, размешивал краски своему великому соседу Шагалу. По сознанию своему он был настоящим комсомольцем двадцатых годов, одержимый идеей всеобщего счастья. «Мама, которую я, безусловно, люблю (мама есть мама), не была мне так близка, как это обычно бывает, – вспоминает Галина Волчек. – Мы с ней просто разные люди. А воспитала меня простая русская няня, которая стала мне ближе мамы. Поэтому вопроса, с кем оставаться – с мамой или папой, – как бы не существовало».
«Папиной дочкой» звали ее в школе-студии МХАТ. И на своем сильном курсе (рядом учились Игорь Кваша, Леонид Броневой) она считалась самой способной. Педагоги ценили ее раннее мастерство, своеобразную природу актерского таланта, которому были свойственны преувеличенность жизненно верного, драматизм на грани гротеска. Вместе с рядом выпускников школы-студии она становится основательницей «Современника», совершив свой второй и определяющий жизненный выбор. Среди блестящего ансамбля раннего «Современника» Галина Волчек выделялась «лица необщим выраженьем» и явным характером лидера. Как сформулировал Олегу Ефремову какой-то чиновник того времени среди прочих укоров «Современнику»: «Вообще, Олег, у тебя там сплошные евреи. Есть одна настоящая русская баба – Галя Волчек». Сил хватало и на режиссуру. О ее постановках писали, что они строятся на точном знании средств актера, на эмоциональной ударности кусков.
Когда в 1970 году Олег Ефремов объявил о своем уходе во МХАТ, труппа «Современника» пережила настоящий шок из-за потери руководителя. А перед Волчек снова встал вопрос выбора: уйти за Ефремовым во МХАТ или оставаться в «Современнике». Осталась и через несколько лет стала руководителем театра. Ей тогда было 39 лет. И она понимала, что этот шаг означает если не полный отказ от актерской профессии, то существенные ограничения в ней.
Решилась и осталась. Может быть, потому, что, по ее словам, главное, что она ценит в людях, – это дар верности: верности слову, верности долгу, верности делу: «Верность я ценю больше всего и избегаю людей, способных к предательству, не важно, в чем оно выражается».
Вот уже тридцать лет она руководит популярным столичным театром, держит уровень репертуара и рейтинг популярности, растит новых звезд, приглашает на постановки молодых режиссеров. С возрастом человек часто испытывает усталость от себя. От окружающих, от своего дела. Но, похоже, Галина Волчек пока не знает, что это такое .
«Назад |
Ольга СЕРЕГИНА
«Новые известия», 19 декабря 2003 г.
|
|