Галина Волчек: «Если обидела - извинюсь. Корона с меня не упадет!»
Сегодня все поздравляют с юбилеем народную артистку СССР, актрису и режиссера (более 30 спектаклей) Галину Волчек, которая вот уже четверть века руководит знаменитым «Современником»
К счастью или к сожалению, но никакие юбилеи не могут отвлечь такого человека, как Галина Борисовна, от дня сегодняшнего. Об этом мы и поговорили.
- Галина Борисовна, какие мысли и заботы вас занимают прямо сейчас?
- Мысли и заботы все те же. Что надо активно работать. И что надо нам переезжать в другое помещение, потому что наше родное, на Чистых Прудах нужно ремонтировать – там же ремонта не было никогда. Так что временно, на 2 года, пока идет полная реконструкция театра, мы переедем в здание театрально-концертного зала «Дворец на Яузе». Для труппы это трудная жизненная ситуация и нам нужно ее преодолеть. Надо не потерять ни театр, ни зрителя. Зритель же привык не только к этому бренду – «Современник», но и к тому, что театр находится в определенной географической точке. И актерам, и нашему зрителю нужно привыкнуть к новой сцене и новым стенам. А сколько нужно всего везти с собой – начиная с оборудования сцены! И многое покупать нужно – так что забот немало!
- Переезд «Современника» начнется в феврале и закончится к маю...
- Именно так, это мероприятие займет всю весну, и некоторые спектакли мы будем играть на двух сценах. А вот премьера «Золушки» состоится уже в родных стен. Меня теперь все спрашивают, правда ли, что Золушку у нас играет Земфира. Нет, Земфира с соавтором Дмитрием Шуровым из Киева пишет музыку к этому спектаклю – это необычная для нас и даже экспериментальная постановка нашего режиссера Екатерины Половцевой. "Современник" 30 лет не ставил детских спектаклей, да еще и с песнями, с хореографией. Это не только новое прочтение пьесы Шварца, но несколько дебютов молодых актеров (эпизодическую роль также играет дочь Чулпан Хаматовой Арина - прим. "КП").
- Галина Борисовна, вы и сами только что поставили «Игру в джин» по пьесе Кобурна – для Лии Ажеджаковой и Валентина Гафта. Вы довольны постановкой?
- Я мнения о своих спектаклях выражать не могу и не буду – пускай другие выражают.
- Говорят, прекрасно. До слез. А что в ближайшем будущем – классика, современность пополам с политикой?
- У нас всякие постановки бывают, и в дальнейшем будут. Но специально и нарочно ничего такого "горяченького" я выдавать не собираюсь.
- Нарочно будоражить страсти – это не о вашем театре?
- Я, если честно, не вмешиваюсь. И, слава богу, мы живем как-то на обочине от нынешних дрязг. Надо обсуждать свои творческие проблемы, а не заниматься сплетнями и пересудами. Зыбкость происходящего с нами и нерв сегодняшнего дня – все это было и будет в постановках «Современника». Сейчас русский театр переживает трудное время. В целом. Не только «Современник». Об этом еще будут писать книги с анализом причин. Но могу сказать одно: нашу профессию постигли нечеловеческие трудности. Это проявление нашей общей жизни и результат отношения общества к театру. Понятия «театр» и «модное место» перепутаны. Но пока я жива, постараюсь не допустить, чтобы мы превратились в это самое «модное место». И постараюсь не допустить, чтобы из театра ушел тот интерес к человеку, которая в нем всегда жил. Для меня очень важно понятие «мы» - гораздо важнее, чем «я».
МЫСЛИ О ГЛАВНОМ
Это несколько откровенных высказываний Галины Волчек из книги «Главные правила жизни», только что выпущенной издательством «Эксмо».
Я никогда не завидовала ни внешности, ни хорошей фигуре, которой у меня никогда не было, ни богатству, которого у меня тоже никогда не было, ни ролям. Но… Когда я, сидя в машине, вижу… женщину с прямой спиной и она не хромает и хорошо дышит, я думаю: какая счастливая!.. я не желаю ей того, что у меня, но восхищаюсь тем, что такое возможно. Так что природа чувства зависти мне понятна.
Не буду лукавить, я — счастливый человек. Я как актриса, а потом и режиссер родилась в доме, в котором живу всю жизнь, работаю всю жизнь в одном театре. Не пыталась строить карьеру, даже в партию не вступила — и меня вот так судьба вынесла.
Мне многое удавалось. Прежде всего сын у меня прекрасный. Мне ничего не пришлось делать для того, чтобы стать главным режиссером. Равно как и для того, чтобы быть первым советским режиссером, приглашенным на постановку в Америку, за что я долго расплачивалась: мне это не могли простить многие.
Я верю только во взаимную любовь. Никакие компромиссы в этом вопросе для меня невозможны. Поэтому и живу одна. Никто не сказал, что это хорошо. Просто это факт моей биографии.
У нас у всех есть какие-то маски, но нельзя, чтобы маска приросла настолько, чтобы забыть, кто ты есть на самом деле.
Я себе позволяю роскошь быть такой, какой хочу. Но, если чувствую, что обидела, не права, виновата, могу извиниться перед любым человеком. Корона с меня не упадет. Уверена, что не обижаются только равнодушные, горделивые, влюбленные в себя люди. Я обижаюсь на несправедливость, обижаюсь на предательство, обижаюсь на злобу.
Большое счастье, что Бог лишил меня высокой самооценки, самовлюбленности. Я не люблю свое изображение. Отчасти поэтому и перестала в кино сниматься. Я очень редко смотрюсь в зеркало: мне просто не нравится.
«Назад |
Анна БАЛУЕВА
«Комсомольская правда», 19 декабря 2013 года |
|