|
|
|
К юбилею Галины Волчек
Сегодня Волчек – единственная. Одна – из тех, кто создавал Студию молодого актера, который позже стал «Современником»
Во-первых, она – великая актриса. Почему об этом – «во-первых»? Потому что сегодня уже не так уж много людей, кто видел ее на сцене, а играла она так, что многие специально ходили на «Ревизора» - посмотреть на нее, как она играет Анну Андреевну, Городничиху, как они дрались с дочерью, которую играла Марина Неёлова, как она потом совершенно была уверена, ни секунды не сомневалась, что ревизор, конечно, признается в любви ей, а никакой не дочери, и вообще – с самого начала без ума от неё. Нюрка-хлеборезка – имя этой героини из пьесы Розова «Вечно живые» стало нарицательным именно после того, как ее сыграла Галина Волчек.
А можно вспомнить Продавщицу – из спектакля «Всё в продаже», или героиню Волчек из спектакля «Без креста» по Виктору Тендрякову. Она – квинтэссенция типического, в том как это видел и понимал «Современник» и одновременно Волчек своими ролями и также – спектаклями, которые она поставила в «Современнике» решительно опровергает миф о «Современнике» как театре, который занимался на сцене «звукоподражанием», то есть – отражением жизни. Смотришь на Волчек, вспоминаешь ее игру – понимаешь: все не так просто. «Всё непросто» - так называлась книжка Олега Ефремова, основателя «Современника», за которым Волчек и другие ее товарищи, соратники пошли, как за Данко, впрочем, их-то никак не сравнишь с теми героями сказки Максима Горького, которые поверили Данко только тогда, когда он вырвал сердце. Они все готовы были повырывать свои сердца, в общем «Современник» - таким был театром, настоящей студией, где все были равны, все – идеалистами, настоящими идеалистами, не выдуманными.
Сегодня Волчек – единственная. Одна – из тех, кто создавал Студию молодого актера, который позже стал «Современником». Кто по ночам репетировал, а потом – по ночам играл тех самых «Вечно живых», эту великую пьесу Розова, с которой легко было начинать жизнь театра. «Вечно живые» - как та самая верная и чистая нота, давшая тон новому театру. Вот если сегодня «Современник» жив и остается живым театром – так потому, что Волчек эту верную ноту слышит, этому тону старается быть верной, не изменяет. Может быть, ошибается. Но – из самых лучших чувств и из самых чистых побуждений.
Она училась в Школе-студии МХАТ. Как поступала – рассказала в книжке, которую несколько лет тому назад наговорила Марине Райкиной. Это был тот самый курс, из которого и вырос «Современник», взяли не всех, взяли – своих, кто подходил по мыслям, по взглядам, по духу. Толмачева, Евстигнеев, Кваша, Табаков, Волчек – это их курс. Их «Современник».
Волчек руководит «Современником» - страшно сказать – с 1972 года. Ефремов ушел в 70-м руководить МХАТом, как известно, звал всех с собой, всем «Современником» предлагал влиться во МХАТ, они отказались, кто-то пошутил: о тебе потом в энциклопедии напишут – Ефремов создал театр «Современник», последние годы жизни провел во МХАТе. Они не ушли, Ефремов был обижен и, не сумев увести их всех, начал выдергивать поодиночке. Тогда они выдержали, хотя выстоять было очень непросто, почти невозможно. Два года театром руководила режиссерская коллегия, потом в 72-м главным режиссером назначили Галину Волчек. Как сдавали спектакли – кроваво, по пять, по десять и больше раз… Как строгая комиссия, у терев слезы, молча вставала после очередной сдапчи ее «Эшелона» и молча уходила из театра, а она бежала за ними по лестнице, чтобы спросить: как?.. Об этом Волчек тоже уже рассказали.
Она нашла новых режиссеров – Валерия Фокина, Иосифа Райхельгауза, дала постановку Алову и Наумову, зазвала Товстоногова, который поставил в «Современнике» щедринского «Балалайкина», нашла и приютила новых авторов – сперва Рощина, позже – Николая Коляду, переехала с площади Маяковского в новое здание театра на Чистопрудном бульваре, сделала это место – как теперь это называют – местом силы.
Поставила «Эшелон». Сперва – в Москве, потом – в разных странах. В «Вишневый сад» пригласила Фрейндлих, она сыграла Раневскую. Костюмы к спектаклям Волчек сочинял Слава Зайцев. Она умела и умеет дружить, это – такой же ее главный талант, как и умение ставить спектакли, и вести театр.
Ее бы, наверное, не стали «тащить» в главные режиссеры, если бы актеры не были уверены, что за нею – как за каменной стеной. Это правда. Но также – к 70-му году она ведь уже поставила «Двое на качелях», вместе с Ефремовым работала над «Большевиками», «Без креста»… Ставит «На дне», один из главных спектаклей «Современника». А в 66-м – «Обыкновенную историю», за которую театр получает первую Госпремию, а это еще ведь был и первый спектакль театра по классике, хотя пьесу заказали своему, проверенному – Виктору Сергеевичу Розову. Про умение дружить: это ведь во многом следование тем самым представлениям «Современника» о правде и о прекрасном. Правда и красота в этом театре, кстати, были часто синонимами. Так вот, хотя история – известная: когда начали репетировать «Обыкновенную историю», у Табакова, совсем молодого, ему еще не было тридцати, вдруг – инфаркт. В больницу к нему приехала Волчек, сказала: давай, выздоравливай, мы тебя подождем. Потом в их отношениях случались разные периоды, но этого Табаков – он добро умеет помнить – никогда не забывал рассказывать. Как приехала, сказала. Как – правда, ждали и как он потом сыграл молодого Адуева. Наверное, нигде, как в тетаре, так часто не повторяют, что незаменимых нет, незаменимых нет, и нигде, как в театре, так часто не доказывают, что заменить можно любого, поскольку почти у каждого имеется на всякий случай второй состав, а даже если нет – введут за две-три репетиции…
Но «Современник» был и остается во многом – другим театром. Она всеми силами, скажу даже грубо – зубами вцепившись, держится за те дорогие ей идеалы, потому что прекрасно понимает: без них не то, что «Современника» не будет – в том, старом смысле. Без идеалов – театра нет. И быть не может.
«Назад |
«Независимая газета», 18 декабря 2013 года |
|
|