Биляна Срблянович

АМЕРИКА, ЧАСТЬ ВТОРАЯ ...

На фоне одиннадцатого сентября

Одна из самых ярких удач режиссера Чусовой - спектакль "Мамапапасынсобака" по пьесе сербки Биляны Срблянович "Семейные истории". Спустя три года после памятного триумфа Нина Чусова ставит другую пьесу Срблянович на Другой сцене "Современника". И терпит провал - безоговорочный и постыдный. Хотелось бы подобрать иное слово к тому, что вышло из премьеры спектакля "Америка, часть вторая", да не получается.

В чем вообще залог грядущего театрального провала? В общей невнятице мыслей. В неспособности зажечься поставленной задачей. В невозможности увлечь ею себя, потом - актеров, потом - зрителей.

В новом спектакле "Современника" скудость поставленных задач до того явна, что даже пересказывать совестно. "Америка, часть вторая" - это о власти денег над человеческими душами. О бездушном капиталистическом обществе, где всем управляет чистоган. О том, как сатана в ихней Америке правит бал, а люди тамошние гибнут за металл. Ничего, как видите, нового.

Невеселы лица простых американцев

Почему, спросите, часть вторая? Элементарно. Зрителю втюхиваются примерно те же самые тезисы, с которыми нас во время оно знакомила передача "Международная панорама" ("празднично украшены улицы Нью-Йорка, но невеселы лица простых американцев"), только уже в принципиально новой обертке. Если говорить попросту, здесь предпринята циничная попытка спекульнуть трагедией 11 сентября 2001 года, которая, по мысли бывшей журналистки Биляны Сбрлянович, разбила американскую историю на "до" и "после". Первая серия окончена, смотри серию вторую. Причем содержание первой серии, как постепенно проясняется по ходу спектакля, ничем существенным от того, что нам поведают во второй, не отличается. На колу мочало, начинай сначала.

Все отличия - разве что в фоне. Актеров Чусовой будто в магазин бытовой техники вдруг занесло. За спинами - впечатляющая стенка из двадцати семи плазменных экранов, на которых среди прочего можно увидеть, как самолеты врезаются в башни Международного торгового центра. Этим цинизм спекуляции не ограничивается. Перед началом спектакля, лицемерно рассказывающего нам, сколь губительной для души может оказаться гонка за барышами, на экранах долго переливается логотип фирмы-спонсора, одарившей театр этим электронным чудом. Дескать, сейчас мы вам о душе, ребята, расскажем, но сначала - рекламная пауза. Время, сами понимаете, тяжелое.

Жизнь сурова, и это не клево

В "Америке" имеется ряд перекличек со спектаклем "Мамапапасынсобака", но все, что там работало во благо спектакля, здесь воспринимается с точностью до наоборот. Яркий кислотный стиль, громкая музыка, актерская клоунада - все это в прежней работе Чусовой не казалось самоцелью. В "Мамепапе..." четыре клоунессы с блеском в глазах увлеченно играли в детей, которые, в свою очередь, играли во взрослых. Орали во всю глотку, рифмовали "клево" и "жизнь сурова", но, несмотря на суровость жизни, самым клевым в том спектакле была Игра. В новом спектакле Нины Чусовой актеры не играют, а выделываются. Различие между этими двумя глаголами очень простое: блеска в глазах нет, да и все тут. Да и откуда бы ему здесь взяться?

Сколько ни называй свой спектакль "комикс-шоу", этим не оправдаешь грубого кривляния на сцене. Комикс должен быть, по меньшей мере, талантливым и остроумным, а здесь словно нарочно собраны самые расхожие эстрадные приемчики и ничего другого. Кто-то машет руками и орет дурным голосом, изображая из себя базарную бабу (Мафи - Ульяна Лаптева), кто-то безуспешно тщится рассмешить зал своей шепелявостью (Продавщица в супермаркете - Клавдия Коршунова), кто-то, предаваясь распутствам и кокаиновому разврату, наряжается в костюм зайчика (Даниэль - Сергей Юшкевич).

Америка, Америка...

Сюжет "Америки" пересказывается буквально одним предложением: празднично украшены улицы рождественского Нью-Йорка, но невесело лицо Карла (Владислав Ветров). Он только что потерял высокооплачиваемую работу. Кругом улыбчивые, но бездушные лица, все думают только о деньгах и о том, как бы получше обобрать ближнего. Карл постепенно опускается на дно и превращается в никчемного бомжа. Ни одного неожиданного сюжетного поворота в этом спектакле не встретится, сколько ни ищи.

Если берешь новую пьесу, напрямую связанную с выпусками теленовостей, изволь быть, по меньшей мере, актуальным. Отношение к Америке - одна из самых болезненных тем, раскалывающих русское общество, но здесь этот вопрос трусливо обойден вообще. Не порадуется ни антиамериканист, ни пропагандист западных ценностей. Не схлестнутся друг с дружкой в зале, крича "Позор" и "Браво", а только недоуменно пожмут плечами.

Может быть, действие происходит в России, а не в Америке? Режиссером сделано несколько неуклюжих и плохо читаемых намеков на то, что Америка, дескать, внутри нас. Но и это не получилось. Получилась агитка, где очень много кривляются. Это, собственно, и называется провалом.

Глеб СИТКОВСКИЙ

"Газета", 3 апреля 2006

© 2002 Театр "Современник".