Морис Метерлинк

МАЛЕН

Александрова выходит замуж

Но свадьбу пришлось отложить

В “Современнике” только и говорят, что о новом романе, герои которого — дышите глубже — Марина Александрова и звезда “9 роты” Артур Смольянинов. Их отношения зашли настолько далеко, что они даже назначили день свадьбы!
Все подробности истории знают только избранные. В первую голову — драматург Морис Метерлинк. Ведь именно по тщательно спланированной пьесе знаменитого бельгийца и играют актеры Александрова и Смольянинов. “МК” побывал на репетиции новой постановки “Современника”. Премьеру дадут под занавес театрального сезона.

У театра уже висят афиши — 27 мая премьера “Мален”. Так что же это за птица такая? Она — принцесса, и ее сделал, между прочим, в буквальном смысле, режиссер Владимир Агеев. Он выступил как опытный биолог. Владимир Викторович, не моргнув глазом, взял да и скрестил две драмы Метерлинка “Жуазель” и “Принцесса Мален”. В результате микса вышло так, что основная канва спектакля взята из “Принцессы Мален”, а часть диалогов героев, их размышлений — из “Жуазель”. Название спектаклю “Современник” дал собственное.
— Меня зовут Володя, — так незатейливо мне представился режиссер Агеев.
В зале темнотища, глаз выколи. И только свет фонарика на столе режиссера освещает небольшое пространство вокруг. Сегодня здесь будут “оттачивать” первый акт. Кто? Молодые и талантливые, амбициозные и наглые — они основа спектакля.
В главной роли — Марина Александрова. Для нее “Мален” вообще первый самостоятельный спектакль в “Современнике”. До этого — главреж Галина Волчек вводила ее в уже готовые: “Три товарища”, “Крутой маршрут”. Ее возлюбленный — принц Гиальмар в исполнении звезды “9 роты” Артура Смольянинова. Брутальный, классный парень. Видишь его, и хочется запеть строчку из раскрученного хита: “Районы, кварталы, лесные массивы...” Его типаж — парень-герой с нашего двора. И вдруг роль... принца. Да еще страстно влюбленного в принцессу.
...Поехали! Режиссер берет микрофон:
— Начинаем. Актеры, на сцену!
Сцена №1. Принцесса Мален — она одета совсем не сказочно: джинсы, футболка, свитер и кроссовки — с кормилицей (Таисия Михолап) заточены в крепость. Последняя все сокрушается:
— Разве я вас не предупреждала, что эта война никогда не кончится. Разве вам было трудно покориться и смириться...
Здесь режиссер просит кормилицу изменить интонацию. Да так, чтобы ее речь “лилась, как вода из кувшина”.
— А давайте я буду как бы вторить Таисии Сергеевне? — это Александрова проявляет инициативу, и надо сказать, что во время всей репетиции она весьма активна.
...И вдруг — вот она, мистика. Стены разверзлись, и героини в шоке — они видят, как город сгорел дотла и о бывшей мирной жизни уже ничего не напоминает.
Декорации пока не готовы, но основа все же имеется. На сцене стены крепости изображены как две громадные, почти под потолок, ставни.
И вот короткий перерыв, во время которого интервью с Александровой.
— Марина, скоро год как вы зачислены в “Современник”. Вас уже успели пощипать и покусать друзья-коллеги?
— Нет. Меня все очень хорошо приняли. Мне не устраивали каких-то негативных проверок со стороны коллектива. Это же интеллигентный театр. Да я вообще уверена, что каждый получает в жизни то, что заслуживает. Поэтому, наверное, для себя я вовремя пришла в театр — уже состоявшимся человеком, а не студенткой.
— Хорошо. А если вам предложат выбор — роль в кино или театре. Что выберете?
— На данном этапе — театр. Здесь я больше расту как актриса. Как, собственно, и в этом спектакле. Это сказка для взрослых о самых главных человеческих ценностях, на которых основана моя жизнь и жизнь многих людей.
— И какие самые главные ценности?
— Любовь, добро. Надо быть чистым человеком, чтобы что-то получить в этой жизни. Даже чтобы получить любовь, ее нужно заслужить. Моя героиня проходит через тернии к любви. Добро все равно побеждает.
Сцена №2. По пьесе, молодая сука королева Анна (в образе Елены Плаксиной) очаровывает, околдовывает, соблазняет своего пасынка принца Гиальмара. Плаксина, молодая и яркая актриса “Современника”, — само воплощение зла, не в пример принцессе Малене — та сама доброта и нежность... Кстати, говорят, роль стервы Анны сперва прочили Ольге Дроздовой.
Сцена происходит на лестнице, во время монолога Анны: “Какие же холодные у вас руки... Вы снились сегодня мне... Вы никогда меня не целовали, а ведь я вам почти мать”.
И вот тут-то и началось!
— Артур, стоп. Надо повторить — ты не можешь здесь играть бытово! Это же все мистика, сыграй мистику, — распекал актера Агеев.
— А как? И вообще я считаю, что играю бытово, — отвечал уже на повышенных тонах молодой да горячий Артур.
— Ты пойми, она тебя соблазняет, и ты ей поддаешься, но мозгами понимаешь, что нельзя! А она тебя так соблазняет, что трахнет вот-вот!
И со второго раза можно увидеть фантастическую сексуально-мистическую сцену. Что и говорить, “Мален” — это сказка для взрослых. Здесь принц и принцесса не женятся на триумфальном балу, а король с королевой не желают им долгих лет и не отдают полцарства в придачу. “Хеппи-эндом” здесь не пахнет. Влюбленные остаются вместе только на небесах...

Оксана ХИМИЧ
«Московский комсомолец», 18 мая 2007 года

© 2002 Театр "Современник".