Биляна Срблянович АМЕРИКА, ЧАСТЬ ВТОРАЯ ... Апокалипсис на каждый день
"Америка. Часть вторая" Нины Чусовой в театре "Современник" Скромный репертуар Другой сцены театра "Современник" пополнился теперь новым пунктом: Нина Чусова поставила здесь спектакль, главной "фишкой" которого (увы, по-другому не скажешь) являются инновационные технологии. А именно - 27 плазменных панелей. Не то чтобы именно Чусова первая придумала перепоручить часть сценографического решения экрану, на котором можно наглядно показать и контекст, и подтекст, и второй план, не ломая больше голову над тем, как выразить все это сугубо театральными средствами. Но именно чусовская премьера позиционируется как новое слово в развитии отношений культуры и бизнеса, когда бизнес не просто дает деньги, но и принимает участие в создании спектакля продукцией, интеллектуальными разработками и сервисной поддержкой. К сербскому драматургу Биляне Срблянович Нина Чусова обращается уже второй раз. Ее "Мамапапасынсобака" по пьесе "Семейные истории" был несомненной удачей: спектакль попал в номинанты "Золотой маски", а Чулпан Хаматова даже ее и получила. Вряд ли нынешнее представление Чусовой, обозначенное как комикс-шоу, ждет та же счастливая судьба. Недавние катаклизмы (бомбежки Белграда в "Семейных историях" или крушение башен-близнецов в "Америке") становятся неотъемлемой частью атмосферы пьес Срблянович. Впрочем, трагедия 11 сентября уже мутировала в сознании людей как вирус, к которому выработан иммунитет. Сегодняшнего американца (на сербский взгляд) хватает лишь на то, чтобы вяло извиниться за невольную бестактность перед тем, чей близкий погиб в этих башнях, - мол, все там могли быть. Для сегодняшнего американца, дескать, самая страшная катастрофа - увольнение с работы. Жил себе некто по имени Карл Россман (привет кафкианской "Америке"), работал в престижном месте, получал "больше президента", купил пентхаус, согласовывая аж полгода свое право там жить (вот-вот, и у них бюрократы). И вдруг лишился работы, а с ней сразу всех счетов в банке, cash быстро спустил и, оставшись по уши в долгах, быстро скатился на самое дно. Добавьте сюда еще гибель друга от передозировки кокаина, вертящуюся под ногами русскую проститутку-кокаинистку-нелегалку, агрессивного нищего по имени Стенли Ковальский (вот и культовый "Трамвай "Желание" подъехал) - и перед вами типичный сюжет эпохи застоя для рубрики "Их нравы". От сербского драматурга трудно было ожидать лояльного и вдумчивого отношения к Америке - многие белградцы братались на улицах, когда в Америке разбирали завалы Всемирного Торгового центра. Нину Чусову, видимо, привлекла возможность провести параллель с нашей жизнью, где деньги тоже многим застят глаза. И чем больше человек "цивилизовывается" (кредитные карточки, "неподкупный" швейцар в подъезде, дорогой костюм, ароматные спреи), тем уязвимее и беспомощнее он становится. Да только получилось уж больно лобово и плоско. Пресловутые экраны транслируют то крушение башен, то беспорядки на улицах, то монстрообразный рот шефа с сигарой (привет мультяшному "шефу" из "Приключений капитана Врунгеля"), а то (всего один экран из двадцати семи) - счастливое детство на лоне природы (футбол, собаки, соседские мальчишки), снятое в коричневатых тонах в стиле ретро. К неоновой агрессии экранов добавляется звуковая - бесконечный назойливый саундтрек, точно ты на дискотеке пытаешься поговорить с кем-то по душам. И современный homo sapiens представляется таким примитивным созданием, точно он бытовой прибор: отключили от источника питания (сиречь работы) - и нет его. Ольга ФУКС "Вечерняя Москва", 4 апреля 2006 года |
© 2002 Театр "Современник". |