Майк Пэкер

АНАРХИЯ

Вымирание видов

Гарик Сукачев поставил на сцене «Современника» спектакль по пьесе английского актера и драматурга Майка Пэкера, в которой рассказывается о возвращении на сцену панк-рок-группы, распавшейся четверть века назад. В спектакле задей¬ствованы звездный актерский состав и серьезный набор музыкальных инструментов.

Бывший лидер анархо-панк-группы «Дисфункционалы» вокалист Билли по кличке «Выкидыш» (Михаил Ефремов) днем расставляет по полкам складского помещения банки с консервированной фасолью, а по вечерам уничтожает содержимое здоровенной бутыли, закусывая той же фасолью, пока однажды на пороге не появляется другой участник забытой навсегда группы — гитарист Марк Фэсиз (Дмитрий Певцов) с бодрящей вестью. Некая компания, выпускающая универсальные пластиковые карты, решила использовать в рекламной кампании песню «Пластиковые люди», которую «дисфункционалы» исполняли 25 лет назад, и готова заплатить им за это кучу денег.

Парадокс ситуации в том, что песня, которая была написана как протест против философии потребления, теперь должна эту философию поддерживать. Конечно, Билли отказывается, внятно и очень эмоционально объясняя свою позицию. К сожалению, аргументы, которые он при этом использует, не могут быть приведены на страницах печатного издания, а жаль. Некоторые словосочетания вызывают чисто филологический интерес. Любопытно также, насколько велика доля импровизации в диалогах: в исполнении мужской половины актерского ансамбля (третьего участника панк-группы, барабанщика Джонни, играет Василий Мищенко) трехэтажные конструкции звучат органично.

Да и сам сюжет пьесы Майка Пэкера не придуман, а взят, можно сказать, из жизни. Имена бывших бунтарей и хулиганов сегодня широко используются в коммерческих целях. Журнал «Форбс» ежегодно публикует списки звезд, которые и после своей смерти приносят своим наследникам миллионы. Протест давно стал ходовым товаром. Именно об этом пьеса Пэкера.

Неукротимый Билли, согласившийся на компромисс, в последний момент решается выступить в соответствии со своими убеждениями и срывает запись рекламного ролика, совершив попытку самоубийства прямо перед телекамерами. Но этот безумный поступок, вместо того чтобы похоронить группу, выводит ее на первые страницы газет. Запись попадает в YouTube — оказывается, ее можно неплохо продать. И бывший бунтарь уже и сам не понимает, за что же ему, собственно, следует бороться. Все продается, все имеет свою цену. Хотя в спектакле, поставленном главой и идеологом группы «Неприкасаемые», разумеется, нет прямых оценок происходящему.

Скорее взгляд с позиции персонажа старого анекдота, который поутру смотрит по сторонам со словами «...твою мать...» А потом, подумав, делает позитивный вывод: «Ну и ... с ним!» Как сказал после премьеры один из интеллигентных зрителей, это очень позитивный спектакль.

Татьяна ФИЛИППОВА
«РБК daily», 31 января 2012 года

© 2002 Театр "Современник".