МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Елена Чижова
ВРЕМЯ ЖЕНЩИН

Версия для печати

ВРЕМЯ ЖЕНЩИН

Горький спектакль о горькой женской доле разыгрывают в «Современнике» с очевидной верой в предложенные обстоятельства: настоящими слезами на глазах, искренними интонациями и узнаваемыми бедами-любовями.


Зрителя в спектакле с символичным названием «Время женщин» должно подкупить абсолютно всё: и благодатная первооснова («букеровский» роман Елены Чижовой), и подающий очевидные надежды молодой режиссер Егор Перегудов, и замечательные актрисы старшего поколения, играющие бабушек героини, и Алена Бабенко сразу в двух главных ролях. Кроме того, чисто женская драма подана здесь как драма общечеловеческая, а это, в наше циничное время дорогого стоит.

Спектакль Перегудова входит в программу «Опыты», выпестовывающую молодые таланты под присмотром Галины Волчек. Надо сказать, затея это не только благородная, но и приносящая весомые плоды. «Время женщин» — крайне удачный спектакль. Инсценируя одноименный роман, Перегудов его изрядно подсократил. Это пошло на пользу сложному разновременному действу. Зрителю досталась самая сердцевина истории. Первое десятилетие в послевоенном Ленинграде, питерская коммуналка, деревенская Антонина, которая рожает без мужа и, не дожив до поступления дочки в школу, умирает, надорвавшись от работы на заводе. Пожилые соседки, потерявшие в войну всех своих близких и родных, становятся для Софьи всем. Каждая из них вкладывает в ребенка душу, — рухнувшие надежды, еще дореволюционное образование, мечты и сказки. Софья вырастает художницей. Она рассказывает зрителю свою историю, грустно улыбаясь чему-то своему, непроизнесенному вслух. Алена Бабенко играет здесь и Антонину, и Софью, правдоподобно перевоплощаясь то в одну, то в другую. Сценография работает на актрису.

Другая сцена «Современника» разделена на две части. Внизу — луковый чад коммунальной кухни, стол, накрытый салфетками и телевизор первого еще образца. Вверху, за железными перильцами балкона — широкий желтоватый экран-мольберт и дорожка для променада Софьи. Нахлобучив на голову парик и натянув клешеные джинсы, Бабенко-Софья грустно смотрит оттуда в никуда. Говорит она мало.

Мать же, напротив, суетлива, по-деревенски разговорчива, простодушна и доверчива. С взлохмаченной челкой, в грубых солдатских ботинках и тоненьком платьице из ситца, она мечется по сцене и по своей страшно короткой жизни. Бабенко удалось сыграть и душевную загнанность Антонины, и ее детский, рожденный войной страх в глазах, и привычку не замечать усталость от нечеловеческой работы, и жертвенность, и единственно возможную любовь к первому и последнему мужчине в своей жизни.

Когда Антонина, устав ждать обманувшего, но безнадежно любимого Григория, соглашается на вынужденный брак с Николаем, у нее обнаруживается рак. По сцене туда-сюда катается клубок красной шерсти как страшный символ кровавой боли. Он оказывается в руках у всех героев этой истории по очереди как возможность разделить страдание. Старухи принимают решение женить Николая на умирающей — ему достанется квартира, которая положена молодой семье, а им — Софья, которую при других обстоятельствах заберут в детдом. Антонина умирает по-театральному эффектно — для нее расцветают на бедно обставленной сцене ярко-красные маки (как на ее новом платье), и она взмывает вверх к своему Григорию (для правдоподобного «взмывания» использован цирковой трос).

Три ленинградские бабки старой закваски, сыгранные Людмилой Крыловой, Таисией Михолап и Светланой Коркошко, заслуживают отдельных слов зрительской благодарности. Они узнаваемы до оторопи, а характеры при всей своей типичности, кажутся живее и ближе реально существующих. Железная леди с выжженной душой, пережившая своих детей, «божий одуванчик», умеющий приспособиться и никогда своей выгоды не упустивший, рационалистка с щедрой душой, готовая подарить опасные в сталинские времена бриллианты неродной, но отчаянно любимой девочке. Все три, они рассказывают о женских своих судьбах внезапной внучке, учат ее уму-разуму и в конечном итоге остаются с ней и после смерти. Софья слышит их голоса, оставаясь в квартире перед мольбертом, и отказывается уезжать за границу, ведь «здесь — ее семья».

В спектакле эта страшная в своей обыденности женская семья очевидна. А вместе с ней — время, когда женщины принимали на себя мученическую жизнь, а следом смерть. Обнажив перед зрителем все это, авторы спектакли явно задались вопросом «а кончилось ли оно, пресловутое время женщин»?

Наталья ВИТВИЦКАЯ
«Ваш Досуг», 20 апреля 2011 года

ВРЕМЯ ЖЕНЩИН
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".