МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Морис Метерлинк
МАЛЕН

Версия для печати

Невесомая принцесса

Режиссер Владимир Агеев – давний поклонник символистской драматургии в целом и Метерлинка в частности. Однако воплотить эту привязанность на московских подмостках удалось только сейчас.

Руководство театра «Современник» предоставило Агееву Основную сцену, не побоявшись специфического мышления режиссера, справедливо считающегося сегодня в Москве едва ли не главным производителем театрального арт-хауса. И не прогадало: работа получилась достойной.

Агеев свел воедино две ранние пьесы Метерлинка «Принцесса Мален» и «Жуазель». Сквозь мистическую дымку истории любви юной принцессы Мален и принца Гиальмара проступают темы куда более серьезные: это и бессмысленная война с неизбежными потерями и, как следствие, деформированным человеческим сознанием, и чудовищное непонимание между поколениями, и страх перед неведомым, порождающий энергию разрушения. И, наконец, колоссальная потребность в чувствах и неумение ее воплотить.

Неторопливо и спокойно режиссер рассказывает о сегодняшнем дне, да так, что, кажется, смотришь не Метерлинка, а какого-нибудь «новодрамовского» автора. А актеры удачно балансируют на грани между конкретикой и обобщением.

Картинка спектакля очень проста: несколько огромных витражей, легко обозначающих любое место действия, и световой задник «а-ля Роберт Уилсон», одновременно служащий экраном (художник Марина Филатова). Атмосферу довершает томительная, зловещая музыка, которой, вроде, и не замечаешь вовсе, но поддаешься ее воздействию.

По идее, основную смысловую и эмоциональную нагрузку должен нести дуэт главных героев, Мален и Гиальмара. Однако у назначенных на эти роли популярных по кино- и телеработам артистов Марины Александровой и Артура Смольянинова это не получилось.

Создалось впечатление, что им безразличны как происходящие в пьесе события, так и собственные персонажи, они работают нехотя, спустя рукава. Принцесса получилась у Александровой упрямой, капризной барышней, которая ничего не знает о любви и не нуждается в ней. А принц Смольянинова совсем не отличается от «простых парней», сыгранных им в кино. Хотя работает он поинтереснее партнерши.

В результате первенство уверенно перехватывают другие артисты. Королева Анна, мачеха принца, сыгранная Еленой Плаксиной – лучшая работа в спектакле.

Эффектная и беспринципная покорительница мужчин, на первый взгляд кажется непробиваемой и успешной. Однако на самом деле она – слабая, одинокая молодая девушка, влюбившаяся в пасынка и испуганная силой своей соперницы, главенствующей в сердце принца.

Даже убив Мален, Анна не избавится от страха, хотя в финале будет единственной, кто изо всех сил пытается спасти разрушающееся на глазах пространство.

Интересно работают Анатолий Узденский (король Гиальмар), Янина Романова (принцесса Углиана, несчастная и нелюбимая невеста принца), Таисия Михолап (кормилица Мален, постоянно взволнованная, трогательная тетушка).

Обозначив жанр спектакля как «мистический триллер», Владимир Агеев, скорее, хочет напомнить зрителю о фильмах Дэвида Линча с их неумолимостью развития событий и тайнами, которые так и останутся неразгаданными. Не делая прямых «приветов», Агеев позволяет и актерам, и зрителям выйти на новый уровень понимания театра.

Все таинственное тем и хорошо, что остается таковым, даже раскрывшись. И спектакли на такие темы поневоле притянут снова. После них почему-то становишься другим. Жаль, что новые авторы практически не пишут подобных пьес. А режиссеры, пугаясь мистики, берутся за более простые истории.

Алиса НИКОЛЬСКАЯ
«Взгляд», 25 июля 2007 года

МАЛЕН
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".