МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Валентин Гафт
СОН ГАФТА, ПЕРЕСКАЗАННЫЙ ВИКТЮКОМ

Версия для печати

Гафт, Виктюк и Филиппенко представят спектакль-фантасмагорию

Премьера спектакля-фантасмагории "Сон Гафта, пересказанный Виктюком" состоится на основной сцене московского театра "Современник" в пятницу.

Это единственное сценическое творение, в название которого вошли фамилии автора пьесы - известного артиста Валентина Гафта, который давно известен как поэт, но в роли драматурга выступает впервые, и не менее известного режиссера Романа Виктюка.

"Сон Гафта, пересказанный Виктюком" - наверное, единственная пьеса в стихах современного автора и единственная пьеса, где артисту Александру Филиппенко довелось исполнить более десяти ролей. Он побывал в образах драматурга Эдварда Радзинского и поэтессы Анны Ахматовой, маршала Жукова и сатирика Жванецкого, лидера коммунистов Зюганова и других.

Виктюк назвал компанию, которая работает над спектаклем, собранием близких друзей-единомышленников. Как рассказал Гафт, образовалась она случайно - за кулисами Союза театральных деятелей на вечере памяти Михаила Ульянова.

"До нашего выхода на сцену оставалось время, и мы сидели и разговаривали, - вспоминает артист. - Я рассказал Виктюку, что написал что-то вроде пьесы и прочитал кусочек из нее, после чего Виктюк сказал: "Я хочу это поставить", а Филиппенко присоединился и сказал, что хочет это сыграть".

Гафт рассказал, что вначале они собирались у него дома и иногда репетировали, а потом пришли в "Современник", где им позволили попробовать.

"Вначале это предполагалось на Малой сцене, а потом вот поставили на Большой. Все стало возможным, потому что рядом оказался великий артист Филиппенко и грандиозный режиссер Виктюк", - отметил Гафт.

Сам он весь спектакль находится в образе Сталина, который посетил его в страшном сне и стал предметом разговора в пьесе. Действие начинается словами: "Я видел сон...".

На вопрос, как сам Гафт воспринимает фигуру вождя всех времен и народов, он ответил: "Я как-то спросил Радзинского, который много и подробно занимался Сталиным, как он относится к нему, и Радзинский сказал мне три слова: "Я его боюсь". Вот и все, что я могу сказать по этому поводу".

Сталин в "Сне Гафта" возвращается в реальность, чтобы обсудить свои земные деяния. Поразительная тишина стояла в зале, где впервые прогон на публику состоялся 28 января. Зрители ловили каждое слово, боясь пропустить малейший нюанс из того, что говорил Гафт и другие герои его пьесы.

"Сон Гафта" - это прорыв в иные высокие миры, откуда нам сообщаются шифры, самые загадочные и священные тексты, это возможность приобщиться к сакральному миру, - сказал РИА Новости Виктюк. - И поэтому спектакль наш может быть только фантасмагорией, мистерией, магией, колдовством".

Он отметил, что "стихи у Гафта очень по-детски наивные, в них совсем нет злости". "И все мы, участвующие в этом спектакле, как дети очень искренне, выходим к зрителю с открытым сердцем, в надежде пробудить душу, которая сегодня исчезает и которую затмили деньги и корыстные начала. Этот спектакль - наше с Гафтом и Филиппенко грустное созерцание того, что происходит сегодня, это наша боль, которую мы хотим донести до зрителя", - добавил он.

Для Виктюка "Сон Гафта" - совершенно необычный спектакль. По его словам, подобного он, осуществивший более 180 постановок, никогда не делал. Виктюк назвал свою работу в "Современнике" опусом номер один. С этим театром режиссер встречается не впервые, но после большой паузы - до этого он осуществил четыре свои работы: знаменитую и продержавшуюся в репертуаре более 10 лет "Квартиру Коломбины" Петрушевской, "Стену" Галина, "Мелкого беса" Сологуба и "Адский сад" Майнарди. Новая встреча стала радостью для обеих сторон.

"Я считаю "Современник" одним из самых интереснейших сценических коллективов, - сказал Виктюк. - Я обожаю Галину Борисовну Волчек. Она присутствовала на всех репетициях и искренне радовалась, когда у нас что-то получалось. На это способны немногие режиссеры. Галина Борисовна не только талантливый художник, но и умный руководитель, правильно ведущий этот театральный корабль под названием "Современник".

Что же касается Гафта и Филиппенко, то Виктюк также не впервые встречается с ними в работе. Гафт снимался в его телевизионных постановках "Манон Леско" и гоголевских "Игроках", а Филиппенко участвовал в его спектаклях на сцене театра имени Вахтангова.

То, что зритель слышит со сцены в пьесе Гафта, где героями текста - именно так настойчиво называет это произведение Виктюк - являются и почившие, и живые персонажи, раньше вряд ли было бы возможным на сцене театра.

На вопрос, не боится ли Виктюк, что и сегодня этот спектакль могут закрыть, он сказал: "Я прошел страшные времена и знаю тот страх и ужас, о котором мы рассказываем в спектакле "Сон Гафта". Я помню как закрыли один из лучших московских - Университетский театр, и мой спектакль по Петрушевской "Уроки музыки", которому и театральная общественность, и критики, и зрители сочиняли настоящие хвалебные оды. Я знаю, что такое, когда ты изгой, когда тебя не понимают и не принимают, и я знаю, что такое настоящая слава и популярность".

"Я ставил практически во всех главных театрах Москвы, начиная с МХАТа и Вахтанговского, и я счастлив, что многие мои постановки до сих пор 20 и более лет остаются там в репертуаре. Так что я ничего не боюсь и уверен, что никакая власть не способна уничтожить тот след, который, если есть в человеке, то он останется с ним навсегда", - заключил он.

Для работы над "Сном Гафта" Виктюк пригласил своего постоянного сценографа Владимира Боера, который создал интересное игровое пространство. Также помогает играть эту многонаселенную пьесу актер "Современника" Максим Разуваев.

Наталия КУРОВА
РИА-Новости, 30 января 2009 года

СОН ГАФТА, ПЕРЕСКАЗАННЫЙ ВИКТЮКОМ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".