МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Валентин Гафт
СОН ГАФТА, ПЕРЕСКАЗАННЫЙ ВИКТЮКОМ

Версия для печати

Гафт сыграл Сталина

В «Современнике» состоялась премьера с мистическим названием «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», в которой досталось всем: и нынешним писателям, и политикам, и диктаторам.


Валентин Гафт не просто сыграл Сталина, он написал пьесу о нем в стихах, а спектакль поставил певец однополой любви Роман Виктюк. Не пугаться, Роман Григорьевич не намекал, будто вождь всех народов тоже питал симпатию к красивым мальчикам, здесь он не погрешил против истины и остался верен историческим фактам, хотя жанр фантасмагории, предложенный драматургом Гафтом, подразумевал всякие вольности, ибо действие происходит во сне. А может, и не во сне.

К такому заключению приходишь в конце двухчасового представления, где Гафт в обычной одежде, без усов и знаменитого кителя, но точно передавая манеру разговора великого кормчего, принимает гостей: Эдварда Радзинского, маршала Жукова, Михаила Жванецкого, лидера КПРФ Зюганова и даже Анну Ахматову. Всех персонажей изображает Александр Филиппенко, хорошо поднаторевший в формате скетча и пародии. Лучшего партнера и не придумать для Валентина Гафта, пишущего эпиграммы с лету и тем самым раздражающего своих коллег.

Думаю, зараженный лицедейством сказитель Радзинский затаит обиду на знаменитого актера, сунувшегося в драматургию и при этом выставившего его в качестве горе-исследователя явившегося с того света Сталина. Не сомневаюсь, что Геннадий Зюганов тоже оскорбится. Ему-то досталось больше всех: почти на коленях, с венками на шее, он приползает к Иосифу Виссарионовичу и просит у него дальнейших указаний, гордо заявляя, что нынешние коммунисты до сих пор поют гимн со старыми словами. Естественно, Михаил Жванецкий со своим знаменитым портфелем и одесским акцентом оценит юмор любимого актера, выставившего его в качестве главного дежурного по стране, и в суд на Гафта не подаст. А если бы подал, то это был бы самый смешной суд в мире. Но я это так, фантазирую, в духе мистериальной притчи, задуманной ироничным театральным философом, решившим расставить все точки над «i» в своем отношении к сталинизму и его возможном возрождении. Чем черт не шутит!

Конечно, Валентин Гафт не Салтыков-Щедрин и на роль классика не претендует, но осмыслить ход истории, свое участие в ней как гражданина и человека хочет. И что из этого получилось?

Нечто среднее между театрально-концертным представлением и завещанием артиста, одновременно высмеивающим и жалеющим людей, живущих в вечном страхе и тем самым освобождающих дорогу разным проходимцам и антихристам. «Молчание большинства заканчивается воем заключенных», – пишет новоявленный драматург. Одновременно с этим Гафт понимал, что, представляя Сталина только в образе дьявола, он слишком упростит историческую фигуру, сведет ее на нет и тем самым оскорбит тысячи людей, идущих с его именем на смерть во время войны. А война для него – святое, поэтому актер начинает разгадывать сложный ребус: почему все-таки Сталин победил Гитлера, и насколько его имя вдохновляло народ на победу?

И вот тут режиссер Виктюк подключается к бесконечным диалогам клонированного Гафтом Сталина и его оппонентов. На зрительный зал обрушиваются торжественные звуки знаменитой песни «Я другой страны такой не знаю, где так вольно дышит человек». Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича буквально поднимает зрителей с кресел и переносит в блокадный Ленинград. И ты вдруг понимаешь, что жестокий прессинг власти рождал великие произведения искусства, а из страданий возникали шедевры, в свою очередь вдохновляющие людей на подвиги. Поэтому тут не все так однозначно. Ведь Сталинские премии давались не только верным слугам, но и серьезным художникам.

Какой же вывод можно сделать из всего увиденного, какое послевкусие возникает после этого сатирического шоу в жанре политического «капустника»? Не скажу, что очень веселое, но боевое. По крайней мере, появляется какая-то надежда, что театр окончательно не скатился в гламур и его по-прежнему волнует завтрашний день страны, так как изучение прошлого и есть предсказание будущего. Поэтому надо в ножки поклониться Валентину Гафту, вернувшему на подмостки «Современника» забытую сатиру, а вместе с ней и уважение к человеку, который является не маленьким винтиком большого механизма под названием «государство», а личностью, способной влиять на ход истории.

Любовь ЛЕБЕДИНА
«Трибуна», 12 – 18 февраля 2009 года

СОН ГАФТА, ПЕРЕСКАЗАННЫЙ ВИКТЮКОМ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".