ПАРИЖСКИЕ ГАСТРОЛИ

«Современник» покорил Париж

Все, кто писал о гастролях «Современника» в Париже, начинали с того, что это первый визит прославленного театра во Францию. И то верно: именно это поражает больше всего. Побывав в разных странах и даже за океаном, современниковцы по чьей-то недоброй воле более полувека не могли показать своё искусство там, откуда всегда начинали свои мировые турне, в том числе и в советское время, лучшие русские труппы – от Камерного и МХАТа до любимовской Таганки. Справедливость восстановлена, но, как часто, увы, бывает слишком поздно. Зато триумф такой, что компенсирует любые издержки. Все билеты проданы – этим в Париже, как и в Москве, никого не удивишь. Но ни одного покинувшего зал в антракте – такое с капризной французской публикой случается крайне редко. Именно с французской, и это самое главное: не менее половины зрителей – не благодарная русская диаспора, а привередливые парижские театралы, смотревшие спектакли (мудрое решение самого театра!), вопреки традиции, не при помощи бегущей строки или экрана с титрами, а в живом переводе через наушники. Впечатление, судя по всему, потрясающее. От неувядаемого и страшного «Крутого маршрута» (здесь он издан и показан под названием «Головокружение»), как и от «Вишнёвого сада», который парижане видели уже множество раз в интерпретации лучших мировых режиссёров. Мне захотелось узнать мнение самих французов – людей, которых знает вся страна. Вот только два из них – их знакомые лица я «выловил» в фойе. Александр Адлер, крупнейший французский политолог, обозреватель газеты «Фигаро», – о «Крутом маршруте»: «О гулаговском кошмаре столько написано и столько известно! Но ничто не может сравниться по силе воздействия с этим потрясающим спектаклем. Театр сделал нечто невероятное: заставил меня, искушённого вроде бы специалиста, превратиться из зрителя в участника событий, ощутить самому всё то, что пережили невыдуманные герои спектакля. Такого со мной ещё не было».
Фанни Ардан, актриса, в представлении не нуждающаяся, – о «Вишнёвом саде»: «Это не просто Чехов, а Чехов – наш современник, провидец, заглянувший в наш век. И всё это передано средствами искусства, а не плаката. Играют превосходно. Не играют, а живут». И зрители, и пресса отмечают безупречность актёрского ансамбля, выделяя, прежде всего несравненную Марину Неёлову. Театральный обозреватель популярной радиопрограммы «Франс-кюльтюр» воздаёт должное всему звёздному составу театра – Лие Ахеджаковой, Валентину Гафту, Игорю Кваше, Лилии Толмачёвой, Сергею Гармашу, Елене Яковлевой, подчёркивая, что «в каждой мизансцене видна мастерская рука режиссёра Галины Волчек».

Аркадий ВАКСБЕРГ, собкор «ЛГ», ПАРИЖ
«Литературная газета» №37, 19-25 сентября 2007 года

© 2002 Театр "Современник".